Мы привыкли думать, что психоанализ – это про подавление сексуальных влечений, приводящее к неврозам. В начале ХХ века это во многом было правдой.
Первые пациенты Фрейда страшились своей сексуальности и подавляли ее. Но современный человек, переживший сексуальные революции, от подавления либидинозных импульсов уже практически не страдает.
Сегодня на передний план выходит подавление и отрицание агрессии. Которое оказывается не менее, если не более болезнетворным.
В современном обществе состояние агрессии, агрессивное поведение на словах подвергается безусловному осуждению. Особенно это касается отношения взрослых к детской агрессии.
Не груби старшим, не дерись, решай конфликты переговорами - и что же делать трехлетнему обитателю песочницы: вести переговоры он еще толком не умеет, а драться ему уже нельзя…
Давайте посмотрим, какие определения агрессии дает психоанализ.
Агрессия понимается в психоаналитической литературе очень широко. Она может включать в себя физическое или вербальное действие; сознательные или бессознательные желания напряженности, специфический тип психической энергии и идею инстинкта смерти (Storr, 1969).
У З.Фрейда агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов; агрессивное поведение не только врожденное, берущее начало из встроенного в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса ("влечения к смерти") не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.
Метапсихология З.Фрейда включает в себя топографический, динамический, структурный, генетический, экономический и адаптивный подходы (Фрейд, 1991).
К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида.
Г.Маркузе, пользуясь учением Фрейда, утверждает, что цивилизация начинается с введения запретов на первичные инстинкты. Можно вычленить два главных способа организации инстинктов:
а) сдерживание сексуальности, формирующейся в длительных и расширяющихся групповых отношениях,
б) сдерживание инстинктов разрушения, ведущее к господству мужчины и природы, а также индивидуальной и социальной морали.
По мере того, как союз этих двух сил все более и более успешно способствует сохранению жизни укрупняющихся групп, Эрос берет верх над Танатосом: социальное использование вынуждает инстинкт смерти служить инстинктам жизни.
Фромм различает два вида агрессии.
Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, т. е. предполагается необходимость разграничения между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере. Инстинкт - это ответ на физиологические потребности человека, а страсти - это ответ на экзистенциальные потребности, и потому последние являются исключительно человеческими.
Такое разделение агрессии на два вида представляется мне несколько надуманным. По этой логике можно разделить на два вида свежее и прокисшее молоко. Ведь и вид продукта в том и другом состоянии разный, и применение различно, и вкус… Но ведь и в том, и в другом случае мы говорим о молоке! Которое киснет, если его неправильно хранить и несвоевременно использовать.
Так и агрессия, если ей своевременно не находится здорового, биологически обоснованного применения, становится злокачественной. Поэтому и является злокачественная агрессия исключительно человеческой формой поведения, ведь нашим предшественникам по эволюционной лестнице подавлять свою природу в голову не приходило.
Отрицая правомерность и необходимость агрессии мы по большому счету ставим под сомнение сам инстинкт самосохранения, выживания. Ведь как, спрашивается, мы собираемся выживать и продолжать свой род без схваток с соперниками, без завоевания любимых объектов, без освоения необходимой (хотя бы для построения дома) территории, не имея возможности защитить свою семью, детей? Не зря сама реализация полового инстинкта сопровождается ростом агрессии и действиями во многом животными, агрессивными.
Кстати, подавленная и отвергнутая сексуальность тоже приобретает нездоровую, зачастую деструктивную окраску. Только нам, слава богу, не приходит в голову делить ее на доброкачественную и злокачественную. И мы исследуем размещение (катексис) либидо и стараемся выправить его путь.
Таким образом, можно говорить о том, что агрессия сочетается с половым влечением, энергия влечений определяет запас жизненной силы, ее больше или меньше, человек более или менее жизнеспособен. Чем меньше жизненной силы тратится на подавление своей природы, тем больше ее остается на выживание, движение, развитие, творчество.
Если рассматривать так называемые расстройства личности, с которыми мы имеем дело в клинической практике, как различные формы обращения человека со своим агрессивным потенциалом, можно выявить и причины их возникновения, и способы психотерапевтического лечения.
Агрессия может отрицаться в себе и отщепляться в окружающих, тогда мы будем говорить о паранойе преследования.
Агрессия может полностью блокироваться, и тогда мы имеем дело с депрессией.
Или полностью направляться на себя самого и называться мазохизмом. И так далее.
Во всех случаях путь психотерапевта таков: