Страхи и фобии
Будем ребенка любить, или пусть живет?
Родители – самые близкие люди у любого ребенка. Они любят безусловной любовью, они всегда помогут и поддержат, поймут и позаботятся. Во всяком случае, так должно быть. И мы в это верим.

Однако на свете существуют родители, рядом с которыми детям откровенно плохо. Они болеют, горюют, он неуспешны, у них нет друзей, нет отношений…. То, что дело в родителях, выясняется после отъезда из отчего дома, когда ситуация волшебным образом меняется. Если, конечно, этот отъезд совершается.

Почему же так происходит? Что именно делает родителей токсичными по отношению к собственным детям?

- нарциссическая патология


Родители – нарциссы производят на свет детей в качестве собственного нарциссического расширения. Нарциссическое расширение – это ребенок, который совершенно неинтересен нарциссу как самостоятельная личность, он нужен для того, чтобы своими чертами характера и способностями обеспечивать родителю чувство собственного нарциссического величия (ребенок – отличник, ребенок – чемпион, ребенок, выбравший мою профессию или мой образ жизни…), или наоборот, призван избавить родителя от чувства нарциссического стыда (за ничтожность своего истинного «Я»). Это происходит за счет обесценивания ребенка, родитель заставляет его чувствовать себя ЕЩЕ БОЛЕЕ ничтожным, чем Мама (Папа) и за счет этого сравнения поднимается на нарциссических «качелях».


Родитель – садист будет издеваться над своим ребенком, заставлять его чувствовать боль (душевную или физическую) и утолять родительский страх перед смертью.


Мазохистические будут атаковать детей с помощью вины за свои муки и страдания.


Истерики будут пугать малышей, принимающих их театральные трагедии за чистую монету.


Перверсные будут соблазнять и наполнять агрессией, подвергать психологическому, а то и физическому насилию в инцестуозном пространстве. Как видите, любое личностное расстройство априори причиняет вред ребенку его обладателя.


Но в вышеперечисленных ситуациях родители все же ДЕЛАЮТ что-то, что может быть распознано, как насилие. И реальное насилие позволяет промаркировавшему его ребенку (правда, скорее всего уже взрослому) оказать реальное сопротивление.

В худшем положении находятся дети депрессивных, тревожных, суицидальных родителей. Ведь эти дети по факту НИЧЕГО ПЛОХОГО детям не делают. Но они затоплены тревогой, переполнены влечением к смерти и щедро распространяют вокруг себя эту заразу. И первыми суицидальностью родителей наполняются дети. Начинают болеть, страдать, причинять себе вред ПРОСТО НАХОДЯСЬ В ОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ с родителями. Единственным спасением, оказывается, бежать из такого, отчего дома без оглядки и больше туда не возвращаться. Однако это очень трудно сделать, ведь приходится бросать родителей, которые тебя любят и ничего плохого не делают. Они просто токсичны по отношению к своим чадам, токсичны, сами не осознавая того.


Детям таких родителей приходится выбирать между вечной виной перед родителями или собственной смертью, перспектива которой зачастую неясна. Ведь она сформировалась давно, инстинкт смерти пропитывает психику с самого детства. И уход из семьи зачастую не просто труден, он будет сопровождаться абстинентными состояниями – паническими атаками.

В такой трудной ситуации, когда практически невозможно сохранять объективность и принять самостоятельное решение, спасением может оказаться обращение к психоанализу, как к технике, направленной на самопознание и глубинные личностные изменения.

Гунар Татьяна Юрьевна, 2017г.
Made on
Tilda