Психологическое просвещение
Бунт сорокалетних – или как пережить середину жизни?

Кризис середины жизни – давно и широко известное понятие. «Бунт сорокалетних». «Седина в бороду – бес в ребро». И так далее. Как и почему так получается? Почему человека в середине жизни почти неизбежно настигает депрессия? Правда, проходит кризис очень по-разному. Есть счастливчики, которые проскакивают его почти незаметно. Но многих «бомбит» очень жестко. От чего же зависит протекание кризиса сорокалетних? И что он вообще из себя представляет?

Симптомы:


  • Опустошенность
  • Депрессия
  • Ощущение загнанности, ловушки карьеры или брака
  • Чувство, что жизнь несправедлива

Внешние проявления:

  • Отказ от достигнутого, несмотря на положительную оценку достижений окружающими
  • Потеря интереса ко многим, ранее значимым, сторонам жизни
  • Смена круга референтных лиц: более значимым может стать мнение случайных людей
  • Изменение ценностных ориентиров
  • Более свободное, эксцентричное поведение

Я читала этот текст и думала о том, как вся эта картина напоминает мне описание подросткового кризиса. За исключением самого определения, там причины называются другие. Переход из детства во взрослую жизнь, болезненное формирование идентичности. Однако далее следует очень похожее описание, и касательно симптомов, и касательно внешних проявлений.


Я думаю, что здесь мы вновь должны обратиться к описанию Эдипова комплекса. Это история о том, как мальчик стремится соблазнить мать и занять место отца возле нее. Потом он пугается гнева отца, который может его кастрировать, и уступает ему мать и роль главы семьи. Девочка пытается соблазнить отца и ненавидит мать, которая родила ее ущербной (у нее нет пениса). При правильном прохождении Эдипова комплекса она из любви к матери возвращает ей отца, а отсутствие пениса компенсирует, рожая первого ребенка. Первый этап эдипальной ситуации приходится на возраст 3-5 лет, второй – на подростковый период. Прошедший эдипово испытание подросток оказывается способен к отделению от родителей, взрослению, обретению собственной идентичности. Если в детстве он был тем, кого хотели видеть родители, то теперь он обретает право на собственное мнение и становится самим собой.

Именно поэтому Эриксон говорит о подростковом кризисе как о кризисе идентичности. Эриксон толкует идентичность как интеграцию всех предыдущих идентификаций и Я-образов. Проще говоря, подросток перестает просто брать пример с родителей и других значимых взрослых или стремиться быть их противоположностью, чтобы выдерживать конкуренцию за родителя противоположного пола. Он выбирает и присваивает себе те их качества, которые ему подходят, а чуждые отсеивает. Формирование идентичности - это процесс преобразования всех прежних идентификаций в свете ожидаемого будущего. То есть, человек как будто разбирает свои прежние роли на кусочки, подобные деталям конструктора «Лего» и заново собирает из них самого себя, но уже самостоятельного, отдельного.


При попытках слишком рано обрести идентичность она не создается по-настоящему, а присваивается от кого-либо из взрослых. Так же идентичность не формируется по-настоящему, если молодой человек затягивает самоопределение до бесконечности, из страха перед взрослением. И в первом, и во втором случае Эдипов комплекс, очевидно, не пройден, самоопределение подменяется жонглированием родительскими ролями в попытке «расшатать» родительскую пару.


Застрявший в Эдиповом комплексе, не сформировавший истинной идентичности человек физически растет и взрослеет, но психологически остается ребенком, подростком. И, находя себе пару, создавая семью, он фактически продолжает «разборки» с родителями. Формирует отношения не с реальными людьми, а с манекенами, одетыми в костюмы мамы и папы. Профессиональная деятельность тоже осуществляется как продолжение детско-родительских отношений, профессиональные достижения и неудачи посвящаются родителям, как в детстве им посвящались «пятерки» и «двойки».

И вот родители, от которых вы реально не отделились, начинают болеть и умирать. И вы возвращаетесь в подростковый период, когда вы первый раз пытались разобраться в отношениях с ними и отделиться, сепарироваться, зажить своим умом. Тогда вы тоже, из послушного мальчика или девочки внезапно стали бунтующим хулиганом, не правда ли? И у вас резко изменились и вкусы, и авторитеты?


Я думаю, что таким тяжелым кризис среднего возраста делает его отягощение не пройденным эдиповым комплексом. Если Эдип был пройден правильно и своевременно, то и средний возраст пройдет достаточно спокойно, в форме печали по уходящей молодости, удовлетворения достигнутым и планов на дальнейшую жизнь. Которой пройдена только половина…


Если же середина жизни взрывает вас, подобно пубертату – значит пришло время наконец, становиться по-настоящему взрослым. Переписывать, перепроживать все свое детство. И в этом вам понадобится помощь специалиста.

Гунар Татьяна Юрьевна, 2017г.
Made on
Tilda