Пребывание на депрессивной позиции, согласно теории Мелани Кляйн, означает способность воспринимать объект или явление многомерным, противоречивым, не расщепляя его на плохие и хорошие части. Способность испытывать вину и исправлять ошибки, чувствовать благодарность и проявлять ее. Все это невозможно на параноидно-шизоидной позиции, в ситуации раннего расщепления личности.
Коронавирус «сломал» нам депрессивную позицию в отношениях с матерью-средой. Ее плохие аспекты начали перевешивать, она вновь, как и в первые месяцы жизни, стала предательской, угрожающей, преследующей, сбрасывая нас в расщепление. Воспаление, являясь соматическим аналогом работы горя, может быть его телесной репрезентацией, а может быть источником депрессивных переживаний. Процесс работает в обе стороны, продолжительное воспаление легких «расшатывает» депрессивную позицию личности, даже если она установлена.
Третья проблема, созданная ковидом уже как вирусным заболеванием – актуализация тревог латентной гомосексуальности. Читающие эти строки, возможно, замечали, что мужчины, особенно с выраженной гомофобией – боятся вирусных заболеваний больше, чем женщины? И часто боятся их неадекватно сильно, иррационально? Вирус- невидимый, неощутимый, всепроникающий – ассоциируется в данном случае с собственной скрытой гомосексуальностью, а страх перед гомосексуальным контактом является реактивным образованием к вытесненному желанию. Невозможность получить сексуальное удовлетворение естественным путем неизбежно приводит к садизму, который предлагает альтернативный, правда перверсный, способ получения разрядки. То есть, обостряя гомофобию, коронавирус одновременно актуализировал садо-мазохистические защиты.
Множество утрат – смерть близких, здоровье, безопасность, картина мира – и, как будто этого горя недостаточно, соматическая депрессия, сопровождающая ковид – в такой ситуации влечения развязываются, а психика начинает защищаться.
Клод Смаджа назвал четыре вида защит от развязывания влечений:
• Аддиктивная
• Деструктивно-вандальная
• Нарциссическая
• Соматическая
Выбор печальный … как и причина, по которой мы перед ним стоим. Либо переход нарциссизма на сторону влечения к смерти, либо саморазрушение, либо вандализм… либо все сразу.
Высокая интрузивность и проникаемость ковида ударили по отсутствию сепарации, особенно на телесном уровне, увеличили частоту применения и объем проективных идентификаций, прежде всего в устойчивых отношениях. Сам факт проникновения в твой организм инородного агента – вируса- есть травма вторжения, которая актуализирует все предшествующие ей травмы насилия.