Детская психология
Что такое «Нет»?

Рос, ни в чем отказа не знал. А вырос…. И далее родитель, вырастивший «плохого ребенка», генерирует длинную цепочку претензий. Как же так? Чего ему не хватало? А не хватало ему как раз слова «Нет». Давайте разберемся, какова роль этого слова в воспитании.

Нет – это слово, которое очерчивает границы. Здесь Я – есть, а здесь – меня уже нет. Здесь моя земля, а здесь – уже «Нет». Это мое, а то – «Нет». И так далее. С помощью этого слова складываются очертания предметов, выстраивается структура человека и окружающего мира. Ребенок активно исследует все, что его окружает, а родители смотрят за ним и говорят – «Нет», Нельзя! Каждый раз, когда возникает угроза его безопасности. Нельзя прыгать с большой высоты, нельзя бегать босиком по снегу, нельзя съедать сразу 20 конфет… Конечно, отказы раздражают, и границы не радуют.

Так же происходит встраивание ребенка в межличностные отношения. Именно услышав «Нет» мы узнаем, что нельзя делать с другим человеком, как с ним нельзя поступать. И больше не рискуем нарваться на его агрессию, нечаянно нарушив границы допустимого. Итак, сталкиваясь со словом нет, малыш сначала злится, но потом обретает чувство безопасности. Одно из самых нужных ощущений в жизни… Конечно, нельзя говорить ТОЛЬКО «Нет». Слово тогда потеряет свой смысл. Необходим разумный баланс между Нет и Да.

Еще один интересный аспект слова «Нет» – это символическая кастрация отцовским словом. Когда ребенок рождается, мать наделяет его всемогуществом. Ведь она угадывает и выполняет все его желания, стоит только ему подумать и захотеть. И младенец чувствует себя волшебником. Эта «волшебность» очень помогает малышу, мотивирует его, когда он, такой крошечный и беспомощный, начинает делать первые шаги в огромный неуютный мир. Представляете, какое мужество и решимость требуются тоддлеру в каждый момент его жизни! Но всемогущество – не только подспорье, но и самообман. И тут в дело должен вступить отец, который расскажет малышу, что для него возможно, а что непреодолимо. Когда нужно бороться, а когда уступить. Что можно, а что нельзя. И так, с помощью отца, с помощью символической кастрации всемогущества отцовским словом, формируется способность действовать и достигать. Очень важно, чтобы эту функцию осуществил отец, ведь мать, наделившая всемогуществом, так же его и отнимет. А отец, вводя ограничения, не отнимает, а трансформирует, структурирует, вводит символические «берега». И фантазии сменяются истинной активностью, способностью к деятельности, обладанием терпением.


В каких случаях «Нет» оказывается недостаточно весомым?


- родители, которым в детстве их собственные мама и папа только отказывали, вырастают с ненавистью к слову «Нет» и проявляют любовь к своим детям, даря им свою фантазию о вечном «ДА».


- родители, которым отказывали жестко, садистично, безосновательно, растут переполненные огромной подавленной агрессией к отказывающим матери и отцу. И, боясь вызвать такую же ненависть к себе у своих детей, во всем с ними соглашаются.


- родители, у которых на отказы нет ни сил, ни времени, ведь отказывать – это работа, которая требует серьезных усилий. Нужны терпение, воля, способность встретиться с агрессией ребенка. И вот, родители, для которых их ребенок недостаточно важен, просто лишают его слова «Нет»


Итак, именно «Нет» твердое, мудрое, осмысленное, сбалансированное с «ДА» – есть проявление взрослой родительской любви. Которое дает ребенку чувство безопасности, структуру, способность действовать и достигать успеха в социуме.

И становится понятно, откуда такая агрессия у взрослых детей к тем родителям, которые не говорили им «Нет».

Гунар Татьяна Юрьевна, 2018г.
Made on
Tilda