Краш-синдром в психотерапии – или зачем мне обратно в тюрьму?
Согласно определению – это токсикоз, возникающий вследствие продолжительного нарушения кровоснабжения сдавленных мягких тканей, характеризующийся, помимо местных симптомов, системными патологическими изменениями.
Сходные процессы происходят в психике, когда в результате психотерапии выводятся на уровень сознания подсознательные процессы, которые до этого блокировались в БСЗ. Высвобождаются огромные запасы энергии, которые ранее уходили на ограждение сознания от «опасной», вытесненной информации. Эта энергия призвана дать человеку возможность стать свободным, счастливым, уравновесить его мечты, планы, таланты и ресурсы на их реализацию. Но одновременно с этим поток поднимает со дна души всю ту грязь и боль, невыносимую для переживания, которая ранее содержалась в тюрьме неосознавания. И интоксикация этой болью может быть еще страшнее, чем интоксикация продуктами распада мертвых тканей… И, хотя инсайт в психотерапии ощущается как освобождение, состояние эйфории, вслед за ним часто приходят боль и гнев.
Второй источник – это заблокированное горевание, которое вышеназванное избыточное давление помогает держать за скобками. Это давление пора уже видимо, писать с большой буквы. Давление. Горе – это крайне мучительное, продолжительное, душераздирающее переживание, с которым может справиться далеко не каждый, и никто не может справиться в одиночку. Поэтому мы прячем его сами от себя много чаще, чем другие чувства. И Давление становится старательным и одаренным тюремщиком для скорби, преданно служит вытеснению. Без него все накопленное в течение жизни горе выплескивается в психику разом, затапливает, инфицирует смертью, наступает воспаление души – краш-синдром.
Любое Давление может помогать человеку формировать экзоскелет, а то и полностью заменять его. При слабости эндоскелета, или структуры психики – мы начинаем формировать себе панцири, черепашьи домики – чтобы удержаться внутри личностных границ, избежать фрагментации. В отсутствии Давления конструкция может посыпаться, возникает угроза распада.
Как видите, краш-синдром может сводить на нет как усилия психотерапевтов, так и здоровую тягу самого человека к свободе, благоденствию, самоуважению. Вы спросите – что делать? Как это лечится? Думаю, в данном случае психотерапия может идти тем же путем, что и традиционная медицина при лечении синдрома сдавления – проводя противошоковую терапию и детоксикацию организма от продуктов распада.