Психосоматика
Гипертония – или мне в мире тесно

О гипертонии уже достаточно давно известно, что это «чисто» психосоматическое заболевание. Оно идет под номером «один» в так называемой «чикагской семерке».

Речь о семи классических психосоматических заболеваниях, которые в 1950 году выделил американский психоаналитик Франц Александер:

1. Гипертония

2. Язвенная болезнь

3. Бронхиальная астма

4. Нейродермит

5. Гипертиреоз

6. Язвенный колит

7. Ревматоидный артрит

С тех времен список психосоматических заболеваний сильно расширился, был усложнен и дополнен. Но то, что гипертония – лидирующее в этом списке заболевание, самое очевидное из психосоматических – не вызывает сомнений.


Принято интерпретировать это заболевание как подавленный, неосознаваемый гнев, вызванный объектом, на который нам априори гневаться нельзя. Он или слишком опасен, или очень ценен, жизненно важен. Или хрупок… В общем, гнев приходится держать внутри себя. Закрывать в тюремной камере, где ему тесно и хочется на волю. Хочется выплеснуться, излиться на того, кто его вызвал. Гнев накапливается, давит на стены темницы, стремится расширить их, разорвать.

Аналогичный процесс происходит в теле, когда гнев не осознаваем.

Ведь тело воспроизводит процесс, эвакуированный из психики, невыносимый для нее.

Гипертония – это заболевание, чьим главным симптомом является высокое артериальное давление, давление кровотока на стенки сосудов. Согласитесь, прекрасная иллюстрация к подавлению гнева.

Однако в практике, работая с гипертонией, как с психосоматикой, я увидела, что причины ее возникновения шире, чем просто картина подавления гнева, ярости. Мы, видимо, можем говорить не только об эмоциях, но вообще о присутствии личности в мире.

Когда есть потребность заявить о себе, потребовать признания, например, публично выступить и рассказать о своем открытии – а в психике стоит мертвый запрет на то, чтобы «высовываться», «прыгать выше головы», «мнить о себе» - и так далее; когда душа, внутренний ваш мир требуют освоения большого пространства (путешествий по миру, просторного жилья), а СуперЭго кричит: Каждый сверчок – знай свой шесток! Пригибайся! Прибедняйся! Притворяйся маленьким или, лучше, мертвым…

Когда в отношениях вас угнетают и используют, и душа ваша требует освобождения, а взятая вами на себя роль требует молчать и терпеть… И так далее – каждый раз, когда СуперЭго перекрывает дорогу вашему внутреннему потенциалу, как плотина перекрывает реку, а вы ничего не хотите об этом знать – тело рассказывает вам о происходящем на языке высокого артериального давления, когда напор крови стремится разорвать стенки сосудов.


Конечно, все эти процессы вызывают ярость. И, соответственно, сопровождаются ее подавлением. Поэтому говорить о гипертонии, как о подавленном гневе, формально верно. Однако для успеха психотерапии необходимо ясное и глубокое понимание процесса, формальной концептуализации совершенно недостаточно. И для лечения болезни, видимо, следует составить и показать пациенту полную картину его мира на сегодняшний день, выявить все подавленные потребности, скрытые способности. Раскрыть его потенциал.


И параллельно поработать с СуперЭго в направлении осознания пациентом его токсичности и враждебности по отношению к Самости.

Гунар Татьяна Юрьевна, 2017г.
Made on
Tilda