Психологическое просвещение
Идеалы глазами психоаналитика

Почему один человек идет по жизни уверенно, спокойно, чувствует себя сильным – а другой вечно охвачен тревогой, ожиданием неудачи?


Почему один человек ставит перед собой цели и достигает их, а другой тратит годы на то, чтобы понять, что же он хочет?


Почему у одного человека много друзей, а у другого много болезней?

Почему один человек идет по жизни уверенно, спокойно, чувствует себя сильным – а другой вечно охвачен тревогой, ожиданием неудачи?


Почему один человек ставит перед собой цели и достигает их, а другой тратит годы на то, чтобы понять, что же он хочет?


Почему у одного человека много друзей, а у другого много болезней?


Эти и многие другие вопросы нам может прояснить знакомство с понятиями Я-реальное и Я-идеальное.

Я – реальное – это то, что из себя представляет человек в данный момент времени – с точки зрения него самого.

Я-идеальное — представление о себе как об идеале, о том, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это Я, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.


Я-идеал – один из важнейших инструментов развития личности. Он одновременно является и мотивацией к движению, и эталоном, компасом для определения своего положения в пространстве развития, и основой самоуважения, поддержания чувства собственной значимости.


Я-идеал появляется у человека не сразу. Новорожденный считает себя совершенством, он видит отражение своей исключительности в глазах матери, его могущество неоспоримо – ведь мать принадлежит ему целиком. Потом в его жизнь входит отец, и входит он с целом сводом правил и ограничений, присущих реальному миру, в который пришел ребенок. И у малыша начинает формироваться СуперЭго, в которое на первых порах встроен и Я-идеал.

Супер-Эго — это одна из частей личности (по Фрейду), которая отвечает за нравственные, религиозные, мировоззренческие установки человека и формируется в процессе воспитания. Задачи СуперЭго - это совесть, формирование идеало и взгляд на себя со стороны.


Источником СуперЭго являются значимые для малыша взрослые, однако формируется, «делается» СуперЭго из отца, точнее, из мужской, отцовской части детской психики. Проще говоря, какое-то время и у совести, и у самонаблюдения, и у Я-Идеала в психике малыша одно лицо – папино. В процессе взросления растущее Эго ребенка, его Я постепенно присваивает эти функции себе. Так формируются наблюдающее Эго и Я-идеал – уже как части Эго. А СуперЭго остается роль совести.


Итак, источником Я-реального можно считать материнскую часть личности, ведь именно мама помогает малышу понять какой он, как бы «раскрывает» его. А Я-идеальное вырастает из мужской части, потому что это отец показывает ребенку, чего от него ждет социум.


Огромную роль в восприятии человеком себя самого, в его самоощущении играет расстояние от Я-реального до Я-идеального, их качество и топография в психике.


Давайте рассмотрим основные патологии Я-Идеала.


Если дистанция между Реальным и Идеальным предельно мала или предельно велика (ощущается, как недостижимая)– человек лишается мотивации к развитию, не может почувствовать собственной силы и значимости за счет личных достижений. Ведь достижение – это по сути, акт совпадения Я-реального с Я-идеальным или, по крайней мере, резкое сокращение дистанции между ними.


Расстояние между Я реальным и идеальным эквивалентно беспомощности.


И чем больше расстояние между реальностью и идеалом, тем сильнее и болезненней беспомощность ощущается. Так же нужно отметить, что сама природа формирования Я-реального и Я-идеального (из мамы и папы) связывает в бессознательном достижение Я-идеала с возможностью согласия в родительской паре. Если родители способны действовать слаженно – Идеал представляется достижимым, если же родители бесконечно далеки друг от друга – так же далеки будут Я-реальное и Я-идеальное. И тем сильнее будет пожизненная беспомощность у их ребенка.

Как же защититься от беспомощности? Она прячется под виной. Вина - чувство, конечно, очень неприятное, но она делает ситуацию управляемой. Ведь то, в чем мы виноваты, мы же можем и исправить. И сама эта мысль уничтожает беспомощность. На свете много людей, которые берут на себя вину всегда и за все. За все отвечают, во всем виноваты. Есть такое выражение - «в каждой бочке затычка». Если вины недостаточно, они создадут ситуации, в которых муки совести будут неизбежны. Повод всегда найдется.… А в основе всего – фантазия о недостижимости собственных идеалов.


Другим вариантом патологии Я-Идеала можно считать его отсутствие в психике. Это может случиться с нами, если отца в детстве не было совсем и даже образ его отсутствует или предельно обесценен. В этих обстоятельствах очень велика вероятность того, что ни Я-Идеал, ни способность к самонаблюдению формироваться не будут. Что же касается совести, она может сформироваться в рамках идентификации с матерью, но ее (совести) функционирование будет окрашено непредсказуемостью и коварством, вызывая постоянную тревогу у ее обладателя.


Отсутствие же Я-Идеала будет держать человека в состоянии постоянной ничтожности, ведь отсутствие шкалы, с помощью которой можно оценить сои заслуги, этапы развития – вызывает иллюзию отсутствия достижений, как таковых. Психика устроена так, что мы признаем существование чего-либо, только если способны это что-либо воспринять. То, что мы не воспринимаем – не существует.

Есть еще вариант нарушения Я-идеала – он может остаться встроенным в Супер-Эго даже у взрослого человека. Это одна из отличительных особенностей нарциссической патологии, когда мнение других людей (отражение в зеркале ) оказывается единственным источником самооценки.


Здесь мы можем, видимо, говорить об отсутствии Я-реального, которое подтверждается типичным для нарциссов ощущением внутренней пустоты. И, говоря об отсутствии Я-реального, будем предполагать отсутствие матери, по крайней мере психологическое.


Не стоит забывать, что Я-реальное очень телесно, а Я-идеальное – скорее ментально, воображаемо, хотя и может касаться образа тела (как при анорексии). Таким образом, дефициты Я-реального могут восполняться психосоматически, «штопая» дыры в Самости с помощью заболеваний различной тяжести. И в этом случае основным направлением терапии психосоматического заболевания будет не поиск бессознательной фантазии, символизированной заболеванием, а «ремонт» диады Реальное-Идеальное, являющийся, по сути, реставрацией одного из основных внутренних объектов – родительской пары.

Гунар Татьяна Юрьевна, 2018г.
Made on
Tilda