психосоматика
Как анализировать психосоматику?

Этот вопрос задает себе любой психоаналитик, решивший «связаться» с этой нелегкой задачей.

Как услышать и расшифровать то, что немо?


Как понять то, что никогда не было осознано?


Для меня решение психоаналитической задачи начинается с определения Хронотопа.

Хроното́п (от др.-греч. χρόνος «время» и τόπος «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат».

Где именно, в какой точке пространственно-временного континуума лежит «завязь» болезни, источник психосоматического процесса?

Очевидно, это БСЗ – кипящий котел инстинктов и влечений, вместилище всех неосознаваемых решений и реализующих эти решения действий. Действие (симптом, диагноз) – мы еще можем осознать, заметить, а само решение остается глубоко в бессознательном.

Понимание того, что психосоматическое решение рождается в бессознательном дает ответ о временных рамках его рождения. Ибо в БСЗ есть только одна категория времени – ВСЕГДА. Потому что есть только СЕЙЧАС.

Как же, где, в какой момент психическое решение становится соматическим и наоборот?

Этого момента и места не существует. Как и не существует отдельного пространства для существования психики. Есть сам человек, обладатель слитого воедино телесного и психического, и каждый квант человеческой жизни есть, по сути, психосоматическое решение.

Для того, чтобы понять суть этого процесса, нужно обратиться к идее энергии, общей для психического и соматического выражения. Эта идея принадлежит французской школе психосоматики и является ее гениальным открытием. Энергия эта общая и, безусловно, подчиняется закону сохранения энергии. Но далее, внутри системы, происходят качественные превращения этой энергии, трансформации ее из психического в соматическое и обратно.


Так можно проследить движения боли, перемещения ее между душой и телом, в зависимости от прочности психики обладателя этой боли. Система перемещает боль в ту область, где ее пребывание (боли) не угрожает системе (личности) немедленным разрушением. Еще Фрейд писал о своих наблюдениях того, как острейшие неврозы сходили на нет в момент серьезной физической травмы или тяжелого соматического заболевания. Таким образом, то, что отсутствует в психической переработке в форме репрезентантов (внутренних объектов), будет найдено в теле в виде функциональных нарушений.


Таким образом, существует энергетическая общность между отношениями с внешним объектом, отношениями с внутренней репрезентацией внешнего объекта (внутренним объектом), ментальной активностью, в том числе фантазматической, и соматическими дисфункциями.


И одной из главных задач аналитика будет отследить пути трансформации психического в соматическое и способствовать «перезапуску» системы и трансформации энергии в обратном направлении.

Решение этой задачи потребует особого навыка психоаналитического слушания, ибо в отличие от типичной психоаналитической ситуации, где терапевт слушает и отслеживает содержимое психики пациента, чтобы проанализировать то, что там ЕСТЬ, при анализе психосоматической личности необходимо услышать то, чего в психике НЕТ. В то время, когда это содержимое ДОЛЖНО там БЫТЬ. И это несуществующее в психике содержимое и будет неосознаваемым соматическим решением.

Гунар Татьяна Юрьевна, 2016г.
Made on
Tilda