Психосоматика
Как быть мамой здорового ребенка?

В своей предыдущей статье я уже писала о том, что корни психосоматической проблематики лежат в самом раннем периоде жизни человека – в младенческом возрасте. И в основе формирования психосоматических реакций лежат нарушения взаимодействия и ситуаций взаимодействия, в конечном итоге – проблематика первичной материнской функции. Каково же предназначение этой функции? Проще говоря, как мама должна вести себя с малышом, чтобы угроза психосоматики была для него минимальна?

Давайте попробуем сформулировать основные предназначения материнской функции, основные мамины задачи:


– первая задача - это забота, удовлетворение телесных, физиологических, инстинктивных нужд. Обогревать, кормить, купать…


- еще одна, наиважнейшая задача – оберегать, защищать ребенка. Защищать от нападений, угроз, опасностей окружающей среды и(!) от вредного, избыточного возбуждения, от излишней стимуляции, приходящей извне. Как и от недостатка такого возбуждения, от бедности стимулов. То есть необыкновенно важно обеспечить необходимое и достаточное количество внешнего возбуждения до тех пор, пока психика малыша не окрепнет и не научится самостоятельно защищаться от гиперстимуляции и избытка информации, или компенсировать себе недостаток таковых. То есть мама выполняет для малыша роль своеобразного «предохранителя» для его психики, чтобы в случае чего у ребенка не «выбило пробки». Эти выбитые пробки и есть пресловутые психосоматические реакции. Но поскольку все человеческие существа от рождения глубоко индивидуальны, и их абсолютно невозможно замерить и вывести статистическую норму допустимого напряжения, то основной упор при решении этой задачи делается на материнскую эмпатию. Мама может только почувствовать, что для малыша необходимо, что достаточно, а что – уже перебор. И вчувствование в ребенка – это очень важная задача мамы с самого первого дня появления малыша (я думаю, даже не рождения, а зачатия его)


- необходимо угадывать врожденные свойственные ребенку ритмы и следовать им, избегая конформизма и инородного расписания. Мы все знаем, как тяжело и болезненно проходит адаптация к разнице во времени или работа с расписанием, идущим вразрез с биологическими часами (когда «сова» должна просыпаться в пять утра и идти на работу, или «жаворонок» оказывается задействован до глубокой ночи). Можно представить себе, как болезнетворно для ребенка нарушение биологических ритмов его крошечного организма. С другой стороны, небольшие, дозированные, выносимые фрустрации необходимы для мотивации развития и формирования правильно функционирующей структуры Суперэго.


- реагировать на «правильные» поступки ребенка интонациями, движениями, прикосновениями – и получать их в ответ на свои действия, верно угадывающие потребности ребенка – так формируется общение, контакт, взаимодействие. Необходимо обеспечивать постоянную причинно-следственную связь между поведением, чувствами и телесными реакциями.

"Компетенция младенца индуцирует материнскую компетенцию. Материнская компетенция раскрывает компетенцию младенца" (Cosnier).

-

и наконец, практически самое главное – материнская функция не может правильно выполняться без участия отца. Только отец может воспрепятствовать формированию бесконечных симбиотических отношений диады, обреченной на резонансное перевозбуждение.


Реальная или фантазматическая безотцовщина, например, всегда присутствует в анамнезе детей-астматиков.


Гибкость, наполненность и здоровая, стабильная ритмичность в общении – вот что обеспечит вашему малышу хорошее психосоматическое сопротивление. Начало этого общения лежит в обмене взглядами и прикосновениями. Зрительные и осязательные образы ложатся в основу формирования представлений о себе и других, в основу психических интернализаций.

Оценка психосоматической сопротивляемости ребенка – это прежде всего оценка его жизнеспособности, любви к жизни. И кто, как не мама может по-настоящему прочувствовать запас жизнелюбия своего младенца и понять, нуждаются они оба в помощи специалистов или нет?

Гунар Татьяна Юрьевна, 2016г.
Made on
Tilda