Психосоматика – один из самых распространенных запросов на психотерапию. В основном с этим запросом приходят к психоаналитику уже взрослые люди. И в процессе анализа выясняется, что корни этого явления лежат глубоко-глубоко в раннем детстве. Во младенчестве.
То есть «корень всех бед» следует искать в первые месяцы жизни. Психиатрия младенчества – это психопатология взаимодействия. На основании этого утверждения можно сказать, что психосоматика у грудного ребенка – это участие в патологических ситуациях и взаимодействиях, чреватых соматизацией у младенца.
В нозологии младенчества, кроме психосоматики, существуют моторно-поведенческие нарушения, отклонения развития, нарушения умственно-душевных проявлений и важно отдифферинцировать эти явления друг от друга.
В младенческом возрасте можно выделить 3 этапа возникновения психосоматических расстройств:
- появление нарушений до шестимесячного возраста.
- до полутора лет – возраст формирования привязанности, базовый для формирования объектных отношений.
- завершение младенчества (до трех лет)
Возбуждение может быть канализировано тремя основными путями – ментальным, поведенческим, соматическим. Очевидно, что психосоматика идет в ход, когда первые два пути приводят к неудаче.
Первичное содержание психики вообще, и бессознательного в частности – это эмоциональные (чувственные) и моторные представления. Объем и качественные характеристики этих представлений, и также возможность в дальнейшем их вербализации, зависит от качества выполнения материнской функции.
Различают три основные патологии материнской функции:
- Недостаточная забота и привязанность к ребенку, недостаточное его стимулирование, и как следствие эмоциональная бедность у ребенка.
- Гиперопека и гиперстимуляция
- направленные на одну из функций организма (например, питание) – вызывают нарушение этой функции, использование ее как форму взаимодействия с матерью (например, анорексия)
- симбиоз матери с ребенком с исключением из отношений отца, невозможность сепарации и свободного эмоционального роста, могут вызывать такие психосоматические расстройства, как астма (самоудушение подавленной ненавистью к столь же удушающей матери)
- временная рассогласованность отношений, продиктованная жизнью в современном обществе.
Если начинается психосоматика как дисфункция объектных отношений, то на втором году жизни она уже начинает функционировать как автономная психологическая защита, форма поведения и реагирования. Жизнь психосоматического ребенка отмечена пустотой, эмоциональной бедностью или систематическими разлуками. Все они отличаются различными задержками развития, психомоторными нарушениями, массивными дефектами идентичности, в том числе и половой. Они фрагментированы и фрагменты их личности слабо связаны между собой.
Их основными чертами, последовательно, от младенчества к подростковому периоду и далее, ко взрослой жизни можно назвать
- фоновую депрессию
- дисфункцию объектных отношений, включая отношения внутренних объектов
- низкую способность к ментализации.
Конечно, эти детские нарушения нельзя воспринимать как приговор и необратимые нарушения развития. Психосоматическое функционирование может быть преодолено в более поздних, здоровых отношениях со значимыми взрослыми, может наоборот наслоиться на здоровое развитие в виде детерминированной травмой патологии более позднего периода, патологии могут трансформироваться в поступательном развитии из одной в другую или эволюционировать в одной и той же форме, как астма.
Для терапии психосоматических заболеваний важно знать, что одно и то же соматическое проявление может быть следствием различных патологий психики. И одна и та же патология может быть причиной различных соматических нарушений.
В заключение можно сказать, что психосоматика младенчества требует таких техник, расширяющих инструментарий классического психоанализа, как ранняя совместная терапия матери и младенца, и участие телесности, соматических проявлений в анализируемом материале.