Эмоции в жизни

Как выжить на войне?
Это статья для моих коллег, пациентов, соотечественников – русских в России, внезапно проснувшихся на Войне.

Мы должны выжить – прежде всего психологически. На нас не падают бомбы, в нас не стреляют, мы живем «прежней жизнью». Но мы затоплены сильнейшими противоречивыми переживания, нас бомбит информация. Мы живем в травме. Ибо происходящее находится за пределами нашей реальности. Произошло то, чего не могло произойти. Мы охвачены паникой, переполнены злостью, облеплены апатией. Это абсолютно адекватная реакция на травму, и сейчас очень важно найти пути с этой травмой справляться.


На мой взгляд, сформировавшийся на сегодняшний день в практической работе, состояние наше сильно усугубляется трансгенерационной травмой, от которой необходимо освободить психику как можно скорее. Актуальная ситуация и так очень тяжела, и силы психики должны быть сосредоточены на ее преодолении, сейчас не время разбираться с «приветами из прошлого», посланиями рода.


Мы сейчас испытываем острую тревогу по поводу нескольких страшных сценариев. Основные – это нищета, концлагерь, ядерная война.


И если ядерная война относится к разряду апокалиптических фантазий, то нищета и концлагерь флешбечат из истории России в первой половине 20 века. Гражданская война, Отечественная война, Освенцим и – концлагерь, в который Сталин превратил страну вплоть до 53 года…

Трансгенерационная передача осуществляется бессознательно, содержание оказывается скрытым, поскольку транслируемый через поколения материал (трансгенерационный объект) является скрытым, замалчиваемым и неосознанным вследствие его травматической природы. То есть, речь идет о переживании, остром, болезненном, и абсолютно необъяснимом, поскольку в актуальной реальности пациента причин для этого переживания нет.

Трансгенерационные объекты грубо вплетаются в психику человека, на поверхности они проявляются как участки резко иррационального опыта, внутренний мир пациента как будто наполнен осколками драм и травм, принадлежащих предшествующим поколениям. Присутствие трансгенерационного объекта часто воспринимается пациентом как психотический эпизод, что усиливает тревогу и расшатывает психику в целом. Соприкосновение с этим объектом часто сопровождается чувством удушья или неконтролируемой рвотой. Пациенты говорят о своей исключенности из мира живых, о застревании между миром живых и мертвых. О том, что они чувствуют себя марионетками, которых дергает за ниточки неведомая сила. Это сильно обостряет их соприкосновение с любой беспомощностью и в разы усиливает тягу к защите диссоциацией от своего истинного Я. Трансгенерационный объект воспринимается как присутствующий именно в теле и усиливает конфронтацию между телом и сознанием.

Правда, очень знакомые переживания? Они возникают сейчас у многих и многих. Ведь реальность внезапно предложила нам события, в которых вполне можно разместить трансгенерационные переживания. Война уже идет, нищета наступает неминуемо, вероятность репрессий со стороны властей мучительно велика. И в нашей чувственной, эмоциональной сфере начинается процесс «двое – трое – четверо» на одного. Когда актуальное переживание совпадает с одним или несколькими трансгенерационными, и мы оказываемся затоплены аффектом в объёме, абсолютно недоступном к переработке.


Для того, чтобы сохранить психику, остаться продуктивными, готовыми выдерживать реальность, помогать друг другу – нужно отдифференцировать трансгенерационное переживание от актуального. Это можно сделать самостоятельно или обратившись к специалисту. Для самостоятельной работы нужно хорошее объективное знание истории страны, истории своей семьи, образное мышление и способность к творчеству, воображение. Все это поможет выделить из тревог сегодняшнего дня кинофильмы из прошлого, обильно продуцируемые бессознательным.

Сделав эту работу, мы можем помочь себе выжить в жестоких реалиях сегодняшнего дня, сохранить свою целостность. Это не единственная задача, о следующих – в моем следующем посте.

Гунар Татьяна Юрьевна, 2022г.
Made on
Tilda