Психологическая поддержка
Нарциссизм – или залюбить себя до смерти

Нарциссизм – очень распространенный на сегодняшний день диагноз, стало даже принято называть современное общество нарциссическим. С обывательской точки зрения, нарциссизм – это любовь к себе. Однако, человек от любви к себе обычно не страдает и вряд ли пойдет к психотерапевту, правда? Откуда же столько нарциссов в психоанализе и что же на самом деле означает этот термин?

Вспомним миф о нарциссе. Сказочно красивый молодой человек влюбился в свое отражение в озере, не в силах был оторваться от его созерцания и умер. На месте смерти вырос цветок, который назвали нарциссом. В мифе была еще любовная линия Нарцисс – Эхо. Нимфа влюбилась в Нарцисса, он же был поглощен своим отражением. Бедная девушка иссохла от любви и исчезла с лица земли, оставив только голос. В конце пути она прокляла Нарцисса.

Я думаю, стоит проанализировать миф с позиции теории объектных отношений Мелани Кляйн.

С ее точки зрения, у грудных детей особенное восприятие самих себя и мира, в силу которого окружающие новорожденных объекты, и они сами не ощущаются целостными, а внутреннее не отделено от внешнего.


Таким образом, мир ребенка дробится на парциальные объекты: например, мать распадается на множество «материнских объектов» - лицо, глаза, руки, грудь и т. д. И каждый такой объект, в свою очередь, распадается на «хороший» и «плохой». Если объект доставляет удовольствие, то младенец воспринимает его как «хороший», а если же объект становится источником фрустрации, то он «плохой», атакующий, враждебный.


Например, если ребенка мучает голод, он воспринимает это чувство как нападение «плохой» груди. Если младенца перекармливают, то это также воспринимается как «плохая», агрессивная, преследующая грудь. Ощущения удовольствия, комфорта, безопасности переживаются как взаимодействие с «хорошим» объектом.


В своих фантазиях ребенок стремится удерживать «хорошие» и «плохие» объекты раздельно, иначе «плохие» могут испортить «хорошие», смешавшись с ними.


Это преходящий этап развития и со временем у детей формируется способность интегрировать парциальные объекты в целостный образ и отделять себя от окружающего мира. Однако следы этого способа мышления, мировосприятия, остаются у нас и во взрослом состоянии - особенно если мы были травмированы на ранних этапах развития и «застряли» на грудничковом этапе эмоционального реагирования.


С этой привычкой расщеплять объекты на плохие и хорошие непосредственно связан специфический механизм психологической защиты, названный Мелани Кляйн «проективной идентификацией», когда человек приписывает другому свои отвергаемые психикой качества.

Как взаимодействуют «плохой» и «хороший» объекты в психике нарцисса?

Вспомним о том, что любит и строит отношения именно хороший объект внутри нас. Что произойдет, если ненависть к самому себе у человека настолько глубока, что хороший объект в психике отвергается начисто?

Можно предположить, что начнется размещение хорошего, способного к любви объекта в окружающих людях. Их любовь и одобрение будут направлены на «плохой», обесцененный объект внутри нарцисса и будут глушить ненависть человека к самому себе любовью по принципу реактивного образования.

Обратимся к психологическому словарю:
англ. reaction formation – защитный механизм, представляющий собой замещение продуцирующих тревогу конфликтов, напряжения чувств, мотивов и соответствующих им форм поведения их противоположностью. Ненависть напр., к родителю того же пола.Таким образом, любовь окружающих (принятие ими) призвана погасить глубоко укоренившуюся агрессию нарцисса по отношению к себе самому, ненависть, которая иначе сожжет изнутри ее обладателя.

Из этого следуют два вывода – первый: отношения нарцисса с окружающими, по сути, это его отношения с самим собой. И второй: другой человек существует в психике нарцисса только как зеркало, вместилище для хорошей части нарцисса. Сам по себе, как самостоятельная личность, Другой нарциссу не нужен и не интересен. Он иссыхает, оставив только голос… Хотя, с другой стороны, в качестве зеркала он жизненно необходим. Как спасение от потока ненависти к себе. Именно поэтому нарцисс, утратив значимого другого, погружается в тяжелейшую депрессию, в страх смерти.

И здесь мы опять возвращаемся к теме агрессии, к тому, что современный человек отвергает и блокирует агрессию в себе. Если рассматривать так называемые расстройства личности, с которыми мы имеем дело в клинической практике, как различные формы обращения человека со своим агрессивным потенциалом, можно выявить и причины их возникновения, и способы психотерапевтического лечения.
Агрессия может отрицаться в себе и отщепляться в окружающих, тогда мы будем говорить о паранойе преследования.

Агрессия может полностью блокироваться, и тогда мы имеем дело с депрессией.

Или полностью направляться на себя самого и называться мазохизмом. Имея дело с нарциссизмом, мы, видимо, встречаемся с агрессией, направленной на уничтожение хорошего объекта внутри себя и «расчистку территории» для плохого. Недаром один из симптомов нарциссического расстройства – ощущение не заполняемой пустоты внутри себя.

И если терапевт сумеет помочь пациенту опознать, почувствовать внутри себя агрессию и потихонечку выпусти ее наружу, как воздух из проколотого воздушного шарика, то внутри психики освободится место для хорошего объекта. И можно будет работать над его интроекцией и интеграцией.
Гунар Татьяна Юрьевна, 2015г.
Made on
Tilda