Итак – уровень личностной организации. Это критерий оценки того, насколько с нами что-то не так. Традиционно различают три уровня личностной организации (помимо психического здоровья) – невротический, пограничный и психотический. На пограничном уровне различают верхний и нижний регистр.
Давайте посмотрим, как личностная организация может проявляться в реакциях на самоизоляцию.
И если вы сегодня внимательно следите за действиями властных структур, «ставите себя на их место», разрабатываете собственные пути и способы разрешения ситуации, однозначно более качественные, чем меры, которые принимает правительство – и вы знаете способы борьбы с эпидемией, много лучшие, чем карантин – то видимо вы мальчик, конкурирующий с отцом в эдипальной ситуации. Или девочка, пребывающая в негативной позиции Эдипова комплекса – это девочка, которая хочет быть мужем своей матери.
Если ограничения, которые вводит сейчас правительство, особенно требование оставаться дома, кажутся вам не слишком серьезными, или вы уверены, что уж вам-то точно удастся их безнаказанно нарушить – возможно, вы та самая девочка, которая уверена в своем праве соблазнять отца и чувствует свое превосходство над матерью.
Пограничный уровень характерен расщеплением, «качелями» - или белое, или черное, идеализация или обесценивание, эйфория или паника. Поэтому у людей, которые убежали в деревню, забаррикадировались и перестали общаться с себе подобными даже по телефону, и у людей, которые продолжают гулять по улицам, утверждая, что эпидемия выдумана и с удовольствием нарушая требования властей – одна и та же проблема – они могут существовать только в крайних эмоциональных состояниях, проскакивая золотую середину со скоростью курьерского поезда.
Объектные отношения на пограничном уровне тоже имеют свои особенности. Расщепленному человеку трудно формировать отношения сотрудничества, в его реальности процветают манипуляции и использование.
Поэтому, если в ваших рассуждениях о действиях правительства преобладают формулировки «меня поимели», «затолкали в задницу», «кто-то кайфует, решая, как мне жить» - то стоит рассматривать ваш внутренний мир, как «качели пограничника», во всяком случае на сегодняшний день.
При движении из верхнего в нижний регистр – возникает тема насилия и предательства. Здесь же – апатия, чувство потери себя. Городские власти «наслаждаются властью надо мной», «ведет тотальную слежку», «стирают с лица земли». Отдельные реакции вызывает введение кодов, которое воспринимается, как присвоение Номера вместо Имени, унификация, растворение Я в серой массе.
Введение жестких внешних ограничений, причем связанное с конкретными персоналиями – может переживаться как физические удары в грудь, переживание может сопровождаться ознобом, чувством омертвления частей тела, превращение части внутренностей в стекло или лед – и это сталкивает нас с воспоминаниями о собственном рождении, о переживании скованности маткой и родовыми путями, о смертельном ужасе их прохождения. К воспоминаниям о рождении возвращает нас и парадоксальное переживание эйфории и освобождения, вызванное известиями о эпидемии и карантине. В этом случае речь идет о перемещении ада из внутреннего мира во внешний, проекции на эпидемию переживаний черноты и ужаса.
Наиболее уязвим по отношению к инфекционным заболеваниям нижний регистр пограничного уровня личностной организации. Поэтому, если вы нашли в тексте описание переживаний, похожих на ваши собственные, стоит, в целях профилактики, начать работать над укреплением, взрослением личности.