«Болит спина».
«Спину схватило».
«Поясницу прострелило…».
И так далее.
Мы слышим эти слова достаточно часто и, к сожалению, часто говорим их сами. Сегодня я хотела бы подумать о психологической составляющей проблем с позвоночником.
И когда мы пытаемся переломить себе хребет, свернуть шею, наступить на грудь с помощью проблем с позвоночником, мы символически с помощью тела угрожаем собственной жизни, пытаемся разрушить основу собственной формы.
Как же это делается?
Что именно происходит с нашим телом при возникновении проблем со спиной?
Для того, чтобы разобраться в этом, прежде всего нужно понять, как человек испытывает и переживает эмоции. Это сложное и непростое дело. Эмоция состоит из нескольких частей.
Во второй и шестой частях переживания эмоции принимают участия мышцы спины. Их сокращение есть реакция организма на эмоцию и подготовка к некоему действию, этой эмоцией вызванному – согнуться и спрятаться или, наоборот, распрямиться и подготовиться к схватке, втянуть голову в плечи или вскинуть ее…
После того, как человек осознает свое состояние (третья часть – мысли которые приходят на ум), начинается его переработка с помощью образов, идей, решений, последующих действий или планов… Эмоциональное состояние последовательно трансформируется, переходит из одного состояния в другое. Например, страх может перейти в гнев и привести к нападению на источник опасности. Или «обрасти» интересом и возбуждением, тогда он приведет к поисковому поведению…
Если же наличие эмоционального состояния «не пропускается» в сознание, если человек не согласен или не способен переживать данную эмоцию по данному поводу, то организм как будто фиксируется, застревает в определенной «позе» и на соответствующие участки тела приходится «ненормативная» травмирующая нагрузка, нагрузка, на которую органы не рассчитаны. В результате – боль, повреждение, болезнь.
В случае проблем со спиной мы имеем дело со спазмами мышц вокруг различных участков позвоночника.
В данном случае мы, видимо, можем говорить не только о неосознаваемых эмоциональных состояниях, но и с телесной памятью о когда-то переживаемых эмоциях.
Например, общение с начальством, врачами, педагогами или ситуации сверх-ответственности всегда напоминают нам общение с родителями. И если родители наши были надменными, критикующими, авторитарными и «любили» держать нас в таких состояниях, как унижение, неуверенность, ощущение собственной ничтожности, страх, вина, заставляли склонять голову, втягивать ее в плечи, кланяться, сжиматься в комок – то во «взрослой» ситуации, которая ассоциируется с «детской», эти эмоции не осознаются, потому что для них нет реальных оснований, а тело их вспомнит.
И реальная ситуация, хронически напоминающая детскую, становится «травмоопасной».
Или вы делаете нечто, за что родители не просто по головке не погладят, а то, что вы в детстве называли «убьют». И тело автоматически принимает позу виноватого ребенка.
Сходные процессы могут возникать при переживании утраты родителя, когда неспособность расстаться с умершим приводит к неосознаваемой идентификации с ним, превращении в него. Тогда покойный как будто «рулит» вашим телом, тело принимает привычную для него позу. И если мама и папа горбились или часто кланялись, наш позвоночник будет реагировать соответственно.
Есть еще один смысл в травматизации позвоночника.
Ведь структура, основа, чувство опоры – это отцовская часть личности. И разрушение позвоночника может быть внутриличностным неосознаваемым нападением на отцовскую фигуру.
Пребывание во всех этих состояниях может привести к хронической боли в спине. Если, конечно, вовремя не осознать, что с тобой на самом деле происходит. И в этом важна будет помощь психотерапевта, работа которого будет направлена прежде всего на восстановление связи между мышлением и телесностью.