Психологическое просвещение
От влечения к сублимации, от обезьяны – к человеку

Мы знаем, что произошли от обезьяны. Хоть нам это и не нравится. Но ничего не поделаешь. И, почувствовав себя под властью своего животного начала, почувствовав себя игрушкой в руках страстей и инстинктов, приходим к психоаналитику. Приходим за помощью, плохо понимая, в чем эта помощь будет заключаться. Приходим в тревоге, мучаясь мыслью – что же с нами будут делать?

Одной из задач терапевта будет помощь в формировании зрелых психологических защит, способов справляться с собой и с реальностью. Наиболее здоровой, адаптивной психологической защитой считается сублимация. Что это такое?


Обратимся к Википедии:

Сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.
Зигмунд Фрейд, в соответствии с концепциями своей теории, описывал сублимацию как отклонение энергии биологических, в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление её к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида. Подобная оценка сублимации сохраняется в любой терапии, направленной не на «зачистку» личности от её внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения (в частности в психоанализе).

На данный момент сублимация обычно понимается шире — как перенаправление неприемлемых импульсов вообще, независимо от их природы. Сублимация принимает самые различные формы. Например: садистские желания можно сублимировать, занимаясь хирургией, чрезмерное влечение к сексу — искусством, в первую очередь изобразительным.

Казалось бы, что может быть лучше и проще? Выбирай себе социально одобренный вид деятельности и сублимируй в него все, что тебе мешает. Но на деле все гораздо сложнее. Далеко не в каждый вид деятельности можно сублимировать свои инстинкты, и не находится одинаковых способов сублимации для разных людей.


Для того, чтобы научиться грамотно пользоваться этой психологической защитой, нужно разобраться в том, как этот механизм работает. Что мы знаем о нем, кроме того, что механизм сублимации трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности?


Р. Ассаджиоли рассматривал сублимацию в том же русле, что и Фрейд, (как разрядку сексуальных влечений), но несколько расширяя понимание З. Фрейда. Он упрекал З. Фрейда в том, что тот слишком узко смотрел на проблему сублимации, уделяя внимание только физическим и инстинктивным аспектам сексуальности, рассматривая ее в отрыве от эмоциональных и иных психологических особенностей. Сам он пытался рассмотреть сублимацию во всех аспектах сексуальности и выделил следующие аспекты:


1. чувственный – физическое удовлетворение;

2. эмоциональный – единение с другой личностью. Сублимация проявляется как переход от любви человеческой к любви к Высшему существу.

3. созидательный – рождение нового существа, образование новой личности. Рост "внутреннего человека" требует созидательных энергий. В той мере, в которой индивид способен использовать энергию сексуальности, перед ним открываются новые, все более обширные сферы деятельности.


Как уже говорилось выше, сегодня понятие сублимации распространяется на все виды влечений и инстинктов. В первую очередь, агрессивных импульсов.


Сублимация возможна во всех формах. Кроме того, она может происходить в двух направлениях: "вертикальном" (внутреннем) и "горизонтальном".


Горизонтальная сублимация. На чувственном уровне она проявляется как замещение сексуального удовлетворения другими: от простого наслаждения пищей до радости общения с природой и эстетического наслаждения восприятия красоты.


На эмоциональном уровне – это распространение любви на больший круг людей; на созидательном уровне сублимация проявляется как активизация художественной и интеллектуальной деятельности.


Необходимо отличать сублимацию от других подобных ей форм психологических защит.


При сублимации не происходит ни отрицания, ни вытеснения, ни смещения. Происходит ПРЕВРАЩЕНИЕ. Это характеристика исключительно сублимации и именно она позволяет осуществлять психологическую защиту без потери психической энергии. Ибо в процессе сублимации ничего не подавляется, не блокируется.

С моей точки зрения, сформированной в клинической практике, в процессе сублимации происходит не столько перенаправление психической энергии инстинкта на другую деятельность, сколько ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ инстинктивной деятельности в другой форме, НА ДРУГОМ УРОВНЕ - МЕНТАЛЬНОМ.


Давайте рассмотрим примеры. Классический пример сублимирования – сексуальный импульс трансформируется в обучение. Что значит учиться? ОВЛАДЕВАТЬ информацией, присваивать ее себе, СВЯЗЫВАТЬ (совокуплять) ее с уже имеющимися знаниями, и в результате СОЗДАВАТЬ новые единицы информации у себя в мозгу, ФОРМИРОВАТЬ новые способы мышления. Мы видим, что процесс обучения на ментальном уровне повторяет процесс сексуального взаимодействия. И вызывает на эмоциональном и телесном уровне разрядку, аналогичную сексуальной разрядке.


Аналогично агрессия, сопровождающая инстинкт продолжения рода, сублимируется в агрессивное ведение бизнеса, со слиянием и поглощением конкурирующих компаний. Сублимируется настолько успешно, что может приводить к снижению потенции…


Агрессия, проявляющаяся в захвате и освоении территории, необходимой для рождения и выращивания потомства, может быть сублимирована в ведение бизнеса в форме экспансии (например, создание сети магазинов) или строительство.


А теперь давайте посмотрим под этим углом на родовые проклятия или травмы. Если посмотреть на "синдром предков", проявив толерантность к своему животному происхождению, можно увидеть его явное сходство с наследственными видовыми программами у животных.


Как происходит формирование этих программ? Закрепляются и наследуются случайно найденные адаптивные в данной среде обитания формы поведения. Адаптивные – максимально способствующие выживанию и развитию.


И, исследуя наследственные сценарии, мы будем снова и снова находить в действиях предка, «который первый начал», мотив оптимального выживания и развития. Этот мотив может быть скрытым, может не слишком красиво выглядеть, может быть выбором из всех зол наименьшего (как болезнь или несчастный случай), но цель его – всегда адаптация.


Таким образом, успешная работа психотерапевта с наследственным сценарием должна осуществляться как работа с природным инстинктом. Как мы работаем с половым инстинктом или агрессией. Краеугольный камень здесь – это то, что инстинкт нельзя отменить. От его власти нельзя избавиться осознанием его существования.


Представьте себе, например, как вы избавляетесь от чувства самосохранения путем осознания того, что оно у вас есть? То-то и оно…


И здесь мы можем опять обратиться к сублимации. Понимая, что мы должны говорить с пациентом о том, что он мог бы осуществлять на ментальном уровне как реализацию инстинкта самосохранения, обеспечение безопасности.

Гунар Татьяна Юрьевна, 2015г.
Made on
Tilda