Беременность и роды
Откуда берется агрессия матери по отношению к ребенку?

И новорожденному, и младенцу, и тодлеру, и дошкольнику, и подростку? Во всех возрастах мы сталкивались с направленными на нас приступами материнской ярости. Их было больше или меньше, они были почти незаметны, если мама добрая и сдержанная, они были просто феерическими, если мама вспыльчивая и импульсивная, они были чаще или реже – а зависимости от состояния маминой нервной системы – но они обязательно были – и мы пребывали в растерянности – почему же мама так злится? Она нас больше не любит? И клялись себе, что никогда не будем так поступать по отношению к собственным детям. И, когда они появлялись, обнаруживали у себя самих эти приступы неконтролируемой агрессии по отношению к собственному ребенку. Почему же так происходит?

Когда у женщины рождается ребенок, ее жизнь меняется раз и навсегда. Раз испытав страх за жизнь этого крошечного, теперь отдельного от нее существа, она уже никогда от него не освободится. Именно поэтому и говорят, что для матери ребенок навсегда остается ребенком. Потому что она всегда будет бояться за его жизнь и ощущать его хрупким и беззащитным, каким бы взрослым и прочным он ни был.


Это биологический страх, абсолютно иррациональный, продиктованный инстинктом продолжения рода и защиты потомства. Тем инстинктом, который превращает в бешеное хищное животное любую самку, защищающую своих детенышей.

Человеческая материнская любовь – это другое. Это нежность, тепло, забота, желание укачивать, кормить, баюкать, защищать от тревог, радовать и воспитывать. Гордиться первыми словами и шагами, потом радоваться школьным достижениям и огорчаться неудачам, лечить в болезнях и болеть на спортивных соревнованиях. Все это о любви мамы.


Защита потомства – это инстинкт, животный инстинкт, инстинкт выживания и продления рода. Сила, которая в разы увеличивает запас агрессии самки, у которой появились детеныши. Агрессии, направленной на любую угрозу по отношению к малышам из внешнего мира. Мира, наполненного хищниками, для которых детеныши – легкая и желанная добыча. И нужна огромная ярость, чтобы создавать защитный экран вокруг маленьких пушистых комочков.


У матери человеческого детеныша есть инстинкт защиты потомства, есть агрессия для его защиты, есть детеныш и огромная человеческая любовь нему. Но реальной животной хищнической угрозы ее детенышу уже, слава богу, нет. Потому что люди уже выселились из джунглей в города и поселки.


Но ведь агрессию надо куда-то девать, а современная женщина, выращенная родителями в уверенности, что агрессия – это недопустимо, склонна ее подавлять, прятать. Но агрессия – это струя энергии такой мощи, которую просто перекрыть нельзя. Можно только обернуть извне в безопасном (незаметном социуму) направлении. И агрессия оборачивается женщиной на себя. А когда она оказывается не в состоянии выдерживать собственную ярость, она смещается на ребенка. Так формируется послеродовая депрессия, так рождаются вспышки агрессии по отношению к своему малышу.

Важно понимать природу этого явления и не пугаться, и не прятать происходящее от себя самой. Осознать свою агрессию и сублимировать ее во что-то полезное для малыша и его мамы.

Гунар Татьяна Юрьевна, 2016г.
Made on
Tilda