Приступы паники – одна из самых распространенных и, одновременно, самых загадочных проблем сегодняшнего дня.
Внезапно, без видимой причины, вас накрывает приступ панического ужаса. Вы покрываетесь потом, вас бьет крупная дрожь, вы не можете двигаться – ужас сильнее вас. Все что вы можете – это сжаться в комок и забиться в угол. Вы подобны собаке, которая с воем забивается под кровать, услышав звуки грозы. Только вам-то ничего не угрожает! На первый взгляд…
В природе ничто не происходит без причины, и если у вас возникло чувство, которое кажется вам беспричинным, это значит, что причина его вытеснена в бессознательное. То есть, ваш панический ужас ваша психика оценивает, как выносимый, а вот его причина – уже ей «не по зубам».
Во-первых, большинство людей, испытывающих панические атаки, предрасположены к ним с детства. Это тревожные дети, созданные природой с повышенной возбудимостью, склонностью к беспокойству. Им нужнее, чем другим детям, постоянное присутствие рядом родителей, обеспечивающих ощущение безопасности. Но такая тотальная зависимость сопровождается постоянным переживанием унижения, и если родители еще подливают масла в огонь, приучая ребенка к самостоятельности с помощью саркастических высокомерных высказываний, или, насквозь пропитанные идеями о «правильном воспитании», остаются глухи к мольбам ребенка и систематически оставляют его одного, то формирование любых отношений в будущем будет сопровождаться чувством унижения и реактивной ярости.
Такая же реакция развивается в случае, когда родители ненадежны, непредсказуемы, воспринимаются склонными к предательству и отвержению. Ребенка переполняет злость по отношению к родителям, но, одновременно с этим, сама злость воспринимается как опасность, ведь она может разрушить отношения с людьми, от которых малыш полностью зависит. Образуется удушливый ком зависимости, унижения и подавляемой страхом ярости, который катится, растет, и во взрослой жизни обрушивается снежной лавиной паники, когда возникает реальная или воображаемая угроза отношений с объектом привязанности. Возникает тревога перед унижением, ожидающим человека в отношении зависимости, возникает страх разрушить эти отношения собственной злостью, психика задействует защиту реактивным образованием, когда страх призван остановить злость, как противонаправленный вектор. Все эти страхи входят в резонанс между собой, психика не выдерживает напряжения, возникают панические атаки.
Аналогичный эффект могут производить сильные желания, находящиеся под жестким родительским запретом. Запрет ощущается как фрустрация и вызывает сильнейшую злость по отношению к родителям, злость воспринимается как угроза смыслообразующим отношениям, паника призвана остановить злость, весь комплект, за исключение паники, вышвыривается в бессознательное… и остается паническая атака, возникшая «на ровном месте».
Люди, склонные к паническим атакам, не имеют контакта с собственными чувствами, и очень мало знают о «теневой» части своей личности, начисто отвергают собственную агрессию, блокируют ее. Таким образом, панические атаки являются альтернативой жесткой психосоматике, могут заменять ее.
Основными терапевтическими задачами при решении этой проблемы будет интеграция агрессии в личность больного, проработка в переносе отношений с родителями и, также очень важно от дифференцировать зависимость от привязанности в межличностных отношениях.