Отношения с окружающими
Подруга моя, подруга, давай-ка грустить не будем…

Над женской дружбой не смеялся только ленивый. Об этих отношениях, пропитанных ревностью, завистью и предательством, слагаются легенды и анекдоты. И женщины знакомы с этим народным творчеством во всех подробностях. Однако они дружили, дружат и будут дружить. В чем же секрет этих отношений? Нашей потребности в них? Почему каждой из нас так нужна подружка?

Наверное, мы все в детстве играли в дочки-матери. «Ты будешь моя дочка, я буду твоя мама». И вот так мы с детства и дружим, разыгрывывая с каждой подружкой непростые отношения с мамой. Эти отношения начинаются с самого рождения и пропитывают всю нашу жизнь.

Во младенчестве, когда мир ребенка распадается на парциальные объекты, каждый из которых, в свою очередь, распадается на «хороший» и «плохой», в зависимости от того, фрустрирует он или доставляет удовольствие.


Например, если ребенка мучает голод, он воспринимает это чувство как нападение «плохой» груди. Если младенца перекармливают, то это также воспринимается как «плохая», агрессивная, преследующая грудь. Ощущения удовольствия, комфорта, безопасности, сытости переживаются как взаимодействие с «хорошей» грудью.


В своих фантазиях ребенок стремится удерживать «хорошие» и «плохие» объекты раздельно, иначе «плохие» могут испортить «хорошие», смешавшись с ними. Это психологическая защита, которая называется расщеплением.

Это преходящий этап развития и со временем у детей формируется способность интегрировать парциальные объекты в целостный образ и отделять себя от окружающего мира. Однако следы этого способа мышления, мировосприятия, остаются у нас и во взрослом состоянии - особенно если мы были травмированы на ранних этапах развития и «застряли» на грудничковом этапе эмоционального реагирования.


Тогда мы продолжаем расщеплять во взрослых отношениях и делим объекты наших привязанностей на «черные» и «белые». Например, делим между собой и подружкой нашу расщепленную маму. Одну ее часть присваиваем себе (инкорпорируем), а другую, ее прямую противоположность – размещаем в подруге. Отсюда берется дружба между шумными красотками и одинокими некрасивыми тихонями. Между умницами и дурочками, спортсменками и толстушками. Пропитанная завистью, потому что у каждой из подруг по определению есть то, чего у другой просто быть не может. Той завистью, которую первоначально вызывала наполненная молоком благодатная грудь – источник жизни и удовольствия, которого у тебя нет.

История продолжается, когда в возрасте 3 – 5 лет вас настигает Эдипов комплекс.


Мальчик в Эдиповом комплексе испытывает влечение к матери, ревнует к отцу и хочет занять его место. В его психической реальности это равносильно убийству отца. За эти побуждения он ожидает наказания от отца в форме кастрации. В его психике формируется карающая инстанция – Суперэго, которая подавляет его инцестуозные побуждения и побуждает идентифицироваться с отцом.


Первое влечение девочки тоже испытывают к матери. Но в 2-3 года они обнаруживают у себя отсутствие пениса и начинают испытывать зависть к нему. У девочки рождается завистливая привязанность к отцу, она видит в матери соперницу и обижается на нее.

Девочка фантазирует о том, что когда-то она обладала пенисом, но мать его отняла. И она хочет получить от отца то, в чем отказала ей мать.


Фрейд: «... отказ от пениса происходит лишь после попытки компенсации: ...получить ребенка от отца в качестве подарка, родить ему ребенка».Таким образом, мальчик отказывается от идеи соблазнить мать под угрозой кастрации, а девочка компенсирует кастрацию рождением ребенка.

И вот здесь мы получаем ответ на вопрос, почему мужская дружба куда однозначнее женской. Потому что мальчик в самые ранние годы своей жизни под угрозой кастрации приучается не только не брать чужого (принадлежащего отцу), но даже не помышлять об этом. А у женщин ревнивое соперничество и привычка претендовать на то, что принадлежит матери (или подруге, замещающей мать во взрослой реальности) сохраняется на всю жизнь. И недаром чаще всего мужчины изменяют своим женщинам именно с их подругами. Которые в своих фантазиях наконец-то отобрали папу у мамы…

Однако вся эта зависть и ревнивое соперничество – это лишь оборотная сторона нежности, любви, заботы и тепла, которое могут дать только женские руки. Женские, мамины, в которых мы продолжаем нуждаться все жизнь. Руки, которые заключают нас в объятия взрослых подруг.

Гунар Татьяна Юрьевна, 2016г.
Made on
Tilda