Людей в отношениях связывает любовь, привязанность, взаимное уважение, обмен теплом.… Это расхожее мнение и зачастую это действительно так. Во всяком случае, на уровне сознания. Однако если присмотреться, можно обнаружить семьи, где не менее прочные связи образуют взаимная ненависть и страх. Которые, в угоду социуму, маскируют под любовь и ответственность. О всяком случае, называют именно такими словами.
Сегодня я хочу подумать о том, как формируются такие связи, с точки зрения классического психоанализа.
Психоаналитическая теория постулирует, что в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо). Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль, потенциальная опасность и некое неизвестное, вселяющее страх.Для того чтобы понять работу влечений, нужно еще одно понятие – катексиса. Это направление и, одновременно, интенсивность влечения. Можно сказать, что влюбиться – это катектировать либидо в выбранный объект. Катексис еще называют размещением или связыванием влечения.
Так может быть, мы испытываем потребность катектировать морбидо так же, как и либидо? Проще говоря, у нас есть потребность не только любить, но и вызывать ненависть? Бояться и желать смерти? Возможно, инстинкт смерти (агрессия), не найдя противника во внешней реальности, просто убьет самого обладателя?
Вспомните, как часто приходится наблюдать, как гаснут и болеют люди после развода с супругом, который их унижал и ненавидел. Или как страдают дети, вырвавшись из - под гнета деспотичных родителей. Казалось бы – живи и радуйся? Ан нет, когда тебя больше некому ненавидеть, приходится убивать себя самому… А это уже тяжелая болезнь или саморазрушительное поведение. Депрессии, панические атаки…
Вот и выходит, что потеря врага может быть куда опаснее для здоровья, чем потеря любимого человека, друга. Как ни парадоксально это звучит.
У мортидо есть еще одна парадоксальная особенность. Ведь влечение к смерти, как переходу в форму существования ПОСЛЕ тела, можно рассматривать как влечение к существованию ДО тела. ДО рождения, ДО зачатия. Ведь и то, и другое – небытие. Рождение и смерть в бессознательном оказываются событиями одного порядка. И младенческое желание слиться с матерью, вернуться обратно к блаженному внутриутробному состоянию, которое в той или иной степени сохраняется на протяжении всей жизни человека, по сути, может оказаться размещением мортидо, а не либидо вовсе…
Очень напитали влечение к смерти в масштабах всего человечества и многочисленные войны 20 века. Множество насильственных смертей в каждой семье, сопровождающееся идеализацией погибших, не могло не окрасить идею смерти в героико-романтический ореол…
И именно поэтому так важен сегодня психоанализ, как способ, как возможность распутать клубок наших влечений…