В жизни людей бывают периоды, когда они слабеют и становятся подвержены простудным и вирусным заболеваниям. Все мы знаем, что это говорит о снижении иммунитета в организме. Причины для этого могут быть самые разные. Быстрый рост (как в детстве), отнимающее силы соматическое заболевание. Стресс, перегрузивший и ослабивший нервную систему. Различные психологические состояния, включающие в себя нежелание жить и бороться. Если внешне все выглядит вполне оптимистично – человек живет в хорошем настроении, активен, интересуется тем, что его окружает – однако по никому не понятной причине часто простужается – можно говорить о вытесненной психологической причине сниженного иммунитета.
В своей клинической практике я обратила внимание на то, что отсроченное горевание очень часто сопровождается постоянными простудами и ОРВИ.
Что такое отсроченное горевание? В случае утраты ее переживание воспринимается психикой как неразрешимая задача, угрожающая ей полным распадом. Это может быть в случае утраты смыслообразующего объекта, особенно усугубленной сильным чувством вины скорбящего. Тогда сознание ограничивается сухой регистрацией происходящих событий (ритуалы, гости, документы…), а переживание чувств блокируется, как бы отставляется, откладывается «на потом». Психика принимает решение (конечно, подсознательное) отложить горевание, отсрочить его.
И что же в такой ситуации будет происходить с объектным миром человека, переживающего утрату (отложившего ее переживание)? Очевидно он будет включать в себя инкорпорированный мертвый объект. Психика отрицает его смерть, обращается с ним, как с живым. Как мать, которая продолжает баюкать мертвого ребенка, отказываясь поверить в его смерть. Но умершего не оживить, и мертвое тело уже не принадлежит к миру живых. Это другая, неодушевленная материя.
И если говорить о мертвом, как о чужеродном объекте, то желание удерживать его в душе как живого, должно сопровождаться подавлением иммунитета. Чтобы желание жить не отторгало умершего, удерживающего скорбящего от продолжения полноценной жизни. Жизни, в которой его уже нет. Кстати, схожих результатов могут (конечно, подсознательно) добиваться тяжело больные, умирающие люди. Как будто хотят забрать с собой того, кто их любит… Нельзя забывать и о том, что у остающегося в живых обязательно присутствует чувство вины. Как минимум, вины выжившего. А то и вины не спасшего, не уберегшего, недостаточно любившего, не уделившего должного внимания… Вины, на фоне которой естественное природное желание вернуться к осуществлению жизни, к ощущению радости жизни ощущается преступным.
И не похороненный мертвый объект функционирует как гангрена психики, отвлекая иммунитет на то, чтобы удерживать ее оставшуюся часть от разложения. Одновременно иммунитет подавляется, чтобы избежать отторжения мертвой части.
Задачей терапевта в ситуации отсроченного горевания является инициировать переживание утраты, провести сопровождение этого переживания и осуществить процесс сепарации пациента с умершим.