В момент реакции на психотравму в древних структурах мозга (в лимбической системе) происходит сбой, и состояние травматического переживания фиксируется как постоянное «здесь и сейчас».
С этого момента человек некой частью себя как будто постоянно остается «замершим» в той самой ситуации, не имея возможности отреагировать, завершить ее.
Таким образом, результатом пренатальной травмы пациента будет стремление фиксированной психики снова и снова возвращаться к внутриутробному состоянию.
Чем характерно внутриутробное состояние?
Одиночеством (оно безобъектно). Скованностью, относительной неподвижностью. И весь твой мир – только один человек, внутри которого ты находишься. Это твоя мать.
Как это может проявляться, отыгрываться в реальности?
Есть болезни, которые как будто призваны поспособствовать преодолению пренатальной фиксации. Это опухоли, которые можно рассматривать как соматизированные объекты, или тяжелые аллергические состояния, когда пациент «проваливается» внутрь враждебной среды (материнского тела). В «аллергических» объектных отношениях (Пьер Марти) человек общается с объектом как с самим собой, проникшим внутрь партнера. Согласитесь, что при всей видимости контакта эти состояния безобъектно. Но, привыкнув взаимодействовать с тяжелым заболеванием, человек может преодолеть страх перед объектными отношениями и окажется способным их завязывать.
В своей диссертации на тему «Особенности семейной ситуации развития у различных групп тяжелых соматических больных» Марина Георгиевна Ивашкина описывает семьи, в которых выросли онкологические больные. Это дисфункциональные семьи, в которых абьюз повторяется из поколения в поколение, перекрещивается, окрашивает все внутрисемейные связи.
В этих семьях отцы или отсутствуют, или «мерцают», или не принимаются в расчет. Мать часто сильная и доминирующая, но даже если это и не так, отец, задача которого разбить диаду и трансформировать ее в триаду – психологически отсутствует. По результатам исследований у ребенка, родившегося в таких условиях, есть три варианта развития:
- аутистический,
- формирование зависимости,
- онкология.
Все эти состояния характеризуются вышеперечисленными признаками пренатальной фиксации. То есть в таких семьях абьюз по отношению к ребенку зарождается много раньше него… Что ж, это логично.
Ребенок, которого используют, взрослея, будет рассказывать о сильных затруднениях в построении чувственных, теплых отношений,об ощущении «стеклянной стены», отделяющей тебя от другого и препятствующей физическому контакту. И одновременно о фанатичном стремлении к созданию симбиотических отношений (ведь о других он ничего не знает), о стремлении слиться, впитаться, проглотить, вобрать… Его любовь всегда смешивается с уничтожением.
Вашему пациенту нужно повзрослеть и познать другие формы отношений.
И если вы сумеете ему в этом помочь, у него появятся шансы.