Есть такой церковный праздник - Прощенное Воскресенье, когда все мы, по православному обычаю, просим друг у друга прощения. Что же стоит за этим словом – прощение? Какой смысл мы в него вкладываем?
Но что делать, если простить не получается? Что делать, если обида терзает тебя, не утихая, держит тебя в тюрьме, не дает спокойно жить? Ведет себя, как камешек в ботинке – причиняет постоянную боль, царапает, сосредотачивает на себе все внимание.
Давайте попробуем проанализировать, что происходит с человеком, который испытывает обиду.
Обида — несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванная этим отрицательно окрашенная эмоция. Включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить. Википедия.
Итак, гнев. Это очень яркий, насыщенный аффект, направленный против препятствия на пути к жизненно необходимому, против несправедливости, целью которого является разрушение фрустрирующих факторов. Проще говоря, это сильное желание разнести к чертовой матери то, что мешает нам жить. Таким образом, если препятствие не устраняется, гнев тоже не может иссякнуть. Он может только принять другие формы, например, может быть как-то отыгран. В первую очередь, хотя бы высказан. Вы замечали, что если не представилось возможности высказать свою обиду, например, когда обидчик относится к разряду «неприкасаемых» - он ваш родитель, если родителям нельзя перечить, он ваш любимый человек, если на любимых нельзя обижаться, он ваш начальник, если (смотри про родителей), и так далее, то начинается бесконечный внутренний диалог, когда вы высказываете и высказываете обидчику то, что о нем думаете. Вот вам и первый способ «залипнуть» в обиде.
К тому же, для того, чтобы простить, бывает бесконечно важно, чтобы это прощение попросили. Признали свою вину, признали обоснованность ваших претензий. Признали, что вы СУЩЕСТВУЕТЕ, что вы ЗНАЧИМЫ. И если прощения не просят, вы будете до бесконечности стучать в дверь обидчика, стремясь оказаться замеченными. Это уже второй способ обижаться вечно.
Когда препятствие не разрушается, когда гнев не достигает цели, его можно отыгрывать еще одним способом – разрушить что-то важное для обидчика. Проще говоря, дать сдачи. И если это сделать невозможно (смотри те же пункты, что и с высказыванием обиды) – фантазии о мести могут стать вашим вечным занятием.
Еще одна причина обижаться вечно заключается в том, что обиженный, как мы поняли из определения обиды, испытывает жалость к себе. А это необыкновенно приятное занятие. Тот, кого жалеют, любим и окружен заботой. Перед ним не ставят невыполнимых задач и высоких целей. Его жизненная планка находится ниже низкого, и он всегда большой молодец, что сделал хоть что-то. Ведь он такой маленький, бедный, жалкий… И обида позволяет легализовать наше желание пожалеть себя. И может сделать эту жалость пожизненной.
Одно плохо – долго обижаться необыкновенно вредно. И для психического, и для физического здоровья.
Поэтому давайте научимся прощать. В первую очередь, давайте поймем, что несправедливо причиненное огорчение – это скорее всего не нападение на вас, которое вы ощущаете абсолютно необоснованным. Скорее всего, ваш обидчик не собирался делать вам ничего плохого. Он просто решал свои собственные проблемы, не принимаю вас в расчет.
Тоже, конечно, очень неприятно, но ситуация уже видится под другим углом, правда?
А со всем остальным давайте разбираться по пунктам. Невысказанный гнев – выскажем. Просьбу о прощении – услышим. И искренне пожалеем себя. Если повезет – в отношениях с реальными людьми, приурочив свою просьбу к дню Прощенного Воскресенья. Не получится –сделаем все то же самое в психотерапевтическом поле. Главное – сделать.