Психосоматика
Что это – соматизированный контрперенос?

Контрперенос – на сегодняшний день считается одним из самых важных инструментов психоаналитика.

Кляйнианский психоаналитик Ракер связал контрперенос с таким явлением, как психологическая защита проективной идентификацией. В этом контексте контрперенос становится взаимодействием аналитика с проективной идентификацией анализанта. Он различает конкордантный и комплиментарный контрперенос. В первом случае терапевт функционирует в контрпереносе как отщепленная часть пациента, а во втором – как его значимые внешние объекты.


Как писал Винникотт, следует различать объективный и субъективный контрпереносы. Объективный контрперенос отражает происходящее в терапевтическом поле и служит на пользу анализу, субъективный контрперенос есть собственные реакции аналитика на перенос пациента, считается, что он препятствует анализу. Одним из основных признаков субъективного контрпереноса есть его выход за пределы терапевтического поля, повторяемость в работе с различными пациентами.


Работая с психосоматическими пациентами, я отследила у себя, как у психотерапевта такое явление, как соматизированный контрперенос. Это явление заключается в разного рода недомоганиях, возникающих в одном ритме с сеттингом определенных пациентов и не свойственных организму в обыденной жизни.


Соматизированный контрперенос также можно разделить на конкордантный, когда недомогание служит символизацией конфликта, вносимого пациентом в терапевтическое поле, либо комплементарный, когда можно говорить о заболевании как о форме поведения, свойственной значимому для пациента объекту.


Соматизированный контрперенос необыкновенно ценен как регресс аналитика вместе с пациентом к самым ранним, пренатальным и младенческим переживаниям пациента, которые не поддаются реконструкции на вербальном уровне.

Можно говорить и об объективной и субъективной форме данного явления, основываясь на фиксации контрпереносного недомогания в терапевтическом поле, либо распространении и вне его. Если объективный соматизированный контрперенос безусловно полезен для анализа и должен быть немедленно исследован по его возникновению (а как вы думаете, почему я сейчас кашляю? В качестве кого я могу сейчас кашлять?), то с субъективным состоянием и его анализом дело обстоит сложнее. Безусловно, психоаналитическое поле – не место для пребывания собственных переживаний аналитика. Однако психосоматический пациент столь глобально замуровывает собственную психическую жизнь, что, с моей точки зрения, в ее поиске и реконструкции все средства хороши. И в этом случае субъективный контрперенос, как личная реакция аналитика на некое явление в психической жизни пациента может служить мотивацией к более внимательному поиску и раскрытию этого явления, может считаться его «уликой» и в таком контексте может быть использован в анализе.

Гунар Татьяна Юрьевна, 2016г.
Made on
Tilda