Психологическое просвещение
Влечение к смерти – зачем оно?
Согласно психоаналитической теории, движение человека по траектории жизни осуществляется с помощью двух противонаправленных сил - Либидо и Мортидо.

Либидо – это влечение к жизни, сила жизни, это само проявление жизни, существование жизни в пространстве и во времени.

Мортидо – это сила, ограничивающая либидо, обеспечивающая конечность жизни, влечение к смерти как к первичному статичному состоянию, состоянию небытия, из которого живое было выведено на время в состояние бытия.

Вся наша жизнь есть, по сути, танец, танго этих двух влечений, их переплетение, взаимодействие, связывание и развязывание.

Либидо питается тремя способностями – способностью формировать и чувствовать привязанность, способностью испытывать и реализовывать сексуальное влечение и способностью играть, творчеством, креативностью. На эмоциональном уровне мы чувствуем его как счастье, любопытство, радостное возбуждение, свободу. На телесном – как прилив сил, наслаждение своим телом, движением, бытием.

Мортидо состоит из агрессии (импульса к нападению или бегству) и сепарационной паники. Сепарационная паника – это ужас, охватывающий нас при разрыве связи, которая переживалась, как смыслообразующая. Мы переживаем душевную боль, отчаяние, гнев. Тело отзывается резкой болью в груди, подобной удару копытом, невозможностью вздохнуть полной грудью, тошнотой, слабостью, мышечными спазмами.

Получается, что Либидо – это сила связи, привязанности, а Мортидо – сила ее разрыва. Примечательно, что оба эти влечения включают инстинкты самосохранения и продолжения рода, в виде реализованной защитной агрессии и сексуальности. То есть, оба эти влечения витальны, жизненно необходимы.

То есть, влечение к смерти – Мортидо – становится влечением именно к смерти – только в самом конце жизни, когда человеку приходит время уходить. А пока жизнь идет, Мортидо работает как влечение к разрыву связи, уходу, сепарации. Ведь разрывы необходимы в процессе развития, хотя и болезненны. Все начинается с разрыва пуповины, когда от безмятежной внутриутробной жизни приходится переходить к новорожденности. Потом приходится уходить от мамы в детский сад – свой первый социум. Потом в школу, а дальше и вовсе приходится становиться взрослым, переживая подростковую сепарацию от родителей. А родителям приходится отпускать детей все дальше и дальше, выдерживая боль неизбежного разрыва детско-родительских связей. И так далее... Уже во взрослой жизни мы можем оказаться в отношениях, которые вредят нам, душат, мешают развитию. И тогда потребность разорвать эту привязанность заявляет о себе болью и страхом – сепарационной паникой. В первую очередь это отношения с умершими, которых надо отпустить, предать земле. Или отношения с живыми, связь с которыми изжила себя, угасла.


Видимо, Мортидо набирает силу тогда, когда приходит пора, откуда то уходить, кого то отпускать, но делать это очень страшно. Привычка, страх перед неизвестностью, неверие в собственные силы… И инстинкт смерти включается, чтобы сказать человеку – Эй! Ты здесь умираешь, Рви пуповину, вырывайся! Нужно двигаться вперед.

Влечения, эмоции, телесные переживания могут переплетаться в причудливый клубок и тогда очень трудно самому разобраться в том, что с тобой происходит. И тогда стоит обратиться к специалисту, психоаналитику, который кропотливо распутает клубок ваших переживаний, поможет выйти их смуты к свету.

Гунар Татьяна Юрьевна, 2018г.
Made on
Tilda