Каждому ребенку нужны и мать и отец.
Эта прописная истина, однако, число ее нарушителей так велико, что пора уже поговорить об этом. Стремительно растет число женщин, которые рожают детей «для себя» или, быстро поссорившись с мужем, решают, что «нам никто не нужен» и «я и одна прекрасно воспитаю». И, в качестве обратной реакции, уже появляются мужчины, оскорбленно стремящиеся ответить отвергающим их женщинам тем же. И воспитывают детей одни. Тем более что в век современных технологий ЭКО и суррогатного материнства и мать, и отца при желании можно стереть из жизни ребенка начисто.
Природа, в которой существуют и женское, и мужское начала, знать не знает о наших заморочках по поводу эмансипации и равенства полов. И она делит функции по формированию психики грудного ребенка между мужчиной и женщиной.
Внутреннее представление о родителе и его действиях (фантазм родителя) создает границы ребенка с помощью «да» и «нет», организует его бытие, обеспечивает безопасность. Здесь очень важно понять, что бытие малыша организуется его собственными внутренними объектами, создаваемыми из внешних объектов – родителей, с помощью их – но не являющимися ими. Это родители в личной интерпретации малыша и они могут отличаться от внешних. В крайней болезненной точке они могут даже отсутствовать, несмотря на формальное наличие внешних. И могут существовать, несмотря на условность внешних родителей (фотография отца на стене у детей войны).
Французский психоаналитик Лакан использует концепт Стадии зеркала для обозначения периода в жизни ребенка, когда он начинает узнавать свое отражение в зеркале и идентифицироваться с ним. Но для того, чтобы идентифицироваться с этим образом, ребенок должен получить на это санкцию взрослого, Отца. Если в первые месяцы жизни у ребенка есть только мать, она служит его зеркалом, именно от нее ребенок узнает – какой он? Что он чувствует? То на стадии зеркала в его мир входит отец и санкционирует его собственный выбор своей идентичности, снижает напряжение безоговорочной и страшной зависимости от матери. Одновременно создавая ребенку защиту, вводя в его мир свод норм и правил, соблюдение которых даст малышу возможность выжить.
То есть, если ощущения себя в мире ребенок получает от матери, то проводит границу между миром и собой, узнает законы этого мира он от отца. От матери он узнает о существовании Я, а от отца о существовании Реальности вокруг этого Я.
И если отсутствует функция матери, то ребенок не знает о собственном существовании, а если отца – тогда у него нет опоры на реальность, она растворяется в тумане, не за что ухватиться. И то, и другое – это психоз.
Обычно хоть какое-то подобие фантазма родителя существует и позволяет ребенку вырасти и функционировать в пограничном состоянии. Однако здесь встает следующий вопрос – о половой идентичности. Ни для кого не секрет, что сексуальная идентичность формируется с помощью обоих родителей. Ребенок отождествляется с родителем своего пола и тренируется в соблазнении на родителе пола противоположного… Если у девочки не появляется полноценный отец, то она в своих фантазиях, в том числе и сексуальных, остается в отношениях с матерью. Если же отца не т у мальчика, то он будет вечно стремиться к нему в тех же фантазиях. И то, и другое – это гомосексуальность, на которую обречен малыш, в психике которого пытаются стереть образ отца. В свою очередь, отсутствие матери приведет к импотенции или фригидности.
Просто подумайте – может быть лучше все-таки признать, что у вашего малыша двое родителей?