Людей пугает неизвестность. Чаще всего на дороге в психоанализ нас пугает и останавливает именно то, что мы не знаем, что с нами ТАМ будет происходить. Да – знаю – помогает. Об этом говорят, и пишут, и кто-то из знакомых рассказывал, насколько лучше и спокойнее стало жить… Но я же не знаю, что там со мной будут делать. И ведь это очень надолго. Могу ли я позволить делать с собой ЭТО? И смогу ли долго ЭТО выдерживать?
Наверное, ты читала сказку Синяя Борода. Или смотрела фильм. Очень женская сказка! На ее примере я попробую помочь тебе представить, что же такое психоанализ.
«Жил-был однажды человек, у которого водилось множество всякого добра: были у него прекрасные дома в городе и за городом, золотая и серебряная посуда, шитые кресла и позолоченные кареты, но, к несчастью, борода у этого человека была синяя, и эта борода придавала ему такой безобразный и грозный вид, что все девушки и женщины, бывало, как только завидят его, так давай бог поскорее ноги.»
Маленькая девочка – она такая хрупкая, нежная, беспомощная в этом огромном жестоком мире всесильных великанов… И часто, для того, чтобы выжить в этом мире, девочке приходится научиться что-то в нем прятать, переиначивать, перекрашивать. Взрослый мир страшен, чужд, жесток, однако к нему потихоньку привыкаешь, притираешься, приноравливаешься…
И, становясь взрослой, она продолжает поступать так же. Пользоваться когда-то найденным действенным способом справляться с реальностью.
«Синяя Борода, желая дать им возможность узнать его покороче, повез их вместе с матерью, тремя-четырьмя самыми близкими их приятельницами и несколькими молодыми людьми из соседства в один из своих загородных домов, где и провел с ними целую неделю. Гости гуляли, ездили на охоту, на рыбную ловлю; пляски и пиры не прекращались; сна по ночам и в помине не было; всякий потешался, придумывал забавные шалости и шутки; словом, всем было так хорошо и весело, что младшая из дочерей скоро пришла к тому убеждению, что у хозяина борода уж вовсе не такая и синяя и что он очень любезный и приятный кавалер. Как только все вернулись в город, свадьбу тотчас и сыграли.»
Так работают психологические защиты.
«Его борода не такая уж и синяя…» (Ведь замуж-то хочется!)
Мой муж – не алкоголик, ему просто время от времени нужно выпить, чтобы расслабиться (Ведь не могу же я быть женой алкоголика!)
Мой любовник бьет меня не потому, что он садист, он просто не может удержать себя в руках, ведь у него такая тяжелая жизнь . Он бьет меня, потому что меня любит. (Ведь я хочу быть любимой!) Он бьет меня, потому что я этого заслуживаю (Ведь я все время делаю что-то не так!)
Мой начальник ценит меня, а орет потому, что его достала жена – ненавижу его жену! (хотя она как раз таки на тебя и не орала)
Он любит меня, он просто очень занят и у него нет времени позвонить (вот уже три месяца)
Мой муж никогда бы от меня не ушел, если бы эта тварь его не заколдовала (ведь я идеальная жена, и у меня идеальная семья!)
Если я буду хорошо себя вести, то мама и папа не разведутся (ведь все в жизни зависит только от меня!)
Какой-то из этих или похожих способов прятаться от реальности – твой. И психоанализ начнется с поиска и расшифровки этих способов. Ведь защита – единственное, что остается снаружи, когда травма, проблема спрятана глубоко-глубоко. Защита – единственный признак, по которому мы узнаем, что травма вообще есть. Как тонкая проволочка, которая одна может указать нам место, где затаилась мина-ловушка.
Большинство ваших черт, методов, поступков, не имеют особенного секретного смысла. Просто ты – это ты, и ты живешь именно так, и слава богу. Но где-то в глубине твоей души есть кладовка Синей бороды.
«Вот, - прибавил он, - ключи от двух главных кладовых; вот ключи от золотой и серебряной посуды, которая не каждый день на стол ставится; вот от сундуков с деньгами; вот от ящиков с драгоценными камнями; вот, наконец, ключ, которым все комнаты отпереть можно. А вот этот маленький ключик отпирает каморку, которая находится внизу, на самом конце главной галереи. Можешь все отпирать, всюду входить; но запрещаю тебе входить в ту каморку. Запрещение мое на этот счет такое строгое и грозное, что если тебе случится - чего боже сохрани - ее отпереть, то нет такой беды, которой ты бы не должна была ожидать от моего гнева.»
На самом деле это ты, ты сама запрещаешь себе узнать эту тайну. Ведь человек с синей бородой – часть того мира, в котором ты с таким трудом адаптировалась. Мира, в котором ты создала свой дом, свою семью, свои отношения, свою карьеру. Натащила в норку имущество и создала определенное мнение о себе. И что же, все это разрушить? Конечно, и страшно, и жалко. Но у тебя уже сейчас есть болезнь, проблема, которая разрушает тебя изнутри. Ты все время страдаешь. Ты одинока, истерзана фобиями, ты чувствуешь себя жертвой в любых отношениях, тебя сковала зависимость – именно поэтому ты пришла ко мне! Это из кладовки Синей бороды тянет тленом… И у тебя есть от нее ключик. И мы с тобой будем его искать. Он все время где-то рядом, и все время ускользает. Он во сне, в твоих шутках, твоих привычках (неосознанных действиях), оговорках, ассоциациях, случайностях, окружающих тебя.
«Соседки добрались до кладовых, и чего-чего они там не увидали! Пышные кровати, диваны, занавесы богатейшие, столы, столики, зеркала - такие огромные, что с головы до ног можно было в них себя видеть, и с такими чудесными, необыкновенными рамами! Одни рамы были тоже зеркальные, другие - из позолоченного резного серебра. Соседки и приятельницы без умолку восхваляли и превозносили счастье хозяйки дома, а она нисколько не забавлялась зрелищем всех этих богатств: ее мучило желание отпереть каморку внизу, в конце галереи.
Так сильно было ее любопытство, что, не сообразив того, как невежливо оставлять гостей, она вдруг бросилась вниз по потайной лестнице, чуть шеи себе не сломала. Прибежав к дверям каморки, она, однако, остановилась на минутку.»
Ты останавливаешься на пути к тому, чтобы взглянуть в лицо тому, что ты от себя спрятала.
Ты боишься испытать чувство, которое окажется для тебя невыносимым. Что это? Страх, стыд, вина… Ты сама знаешь, от каких чувств бежишь, как от чумы. И, поверь мне, многие люди готовы на все, лишь бы не ощутить леденящего страха смерти или не почувствовать себя виноватыми. Куда приятнее быть вечным и безгрешным. А о том, что это невозможно, вообще-то можно и не думать…
Именно убегая от этих чувств, мы и хороним в закоулках психики то, что может их вызвать – воспоминания, события, наши желания или мысли. И эти мертвые тела внутри нас разлагаются и травят нас трупным ядом, превращаясь в болезни, неврозы, сексуальные проблемы…
«Взяла ключ и, вся дрожа как лист, отперла каморку. Сперва она ничего не разобрала: в каморке было темно, окна были закрыты. Но погодя немного она увидела, что весь пол был залит запекшейся кровью и в этой крови отражались тела нескольких мертвых женщин, привязанных вдоль стен; то были прежние жены Синей Бороды, которых он зарезал одну за другой. Она чуть не умерла на месте от страха и выронила из руки ключ. Наконец она опомнилась, подняла ключ, заперла дверь и пошла в свою комнату отдохнуть и оправиться. Но она до того перепугалась, что никаким образом не могла совершенно прийти в себя.»
Первое столкновение с травмирующими образами своей внутренней реальности вызывает шок – ведь ты всю жизнь была благополучна в собственных глазах. Ты была хорошей девочкой, которая не совершает «плохих» поступков, не говорит «плохих» слов, не испытывает «плохих» чувств. И ты опять убегаешь от содержимого страшной кладовки. Ты вновь делаешь вид, что не испытываешь чувств, которые отвергаешь. Ты прячешься от них за стеной показной беззаботности, отстраненности. Но плотина уже повреждена, и через нее сочится вода. Поначалу твои отщепленные чувства испытывает только психоаналитик. Это его работа – чувствовать, что ты переживаешь. Опознавать эти чувства. Разделять их с тобой. Помогать тебе принимать их и справляться с ними. Потому что плотина уже повреждена. Вода уже сочится. И поток эмоций нельзя остановить, как нельзя остановить роды и переждать, пока ты привыкнешь к мысли, что становищься матерью. Самораскрытие – это билет в один конец, и скорость движения диктует природа, а не ты. И прятаться уже невозможно.
«Она заметила, что ключ от каморки запачкался в крови; она вытерла его раз, другой, третий, но кровь не сходила. Как она его ни мыла, как ни терла, даже песком и толченым кирпичом - пятно крови все оставалось! Ключ этот был волшебный, и не было возможности его вычистить; кровь с одной стороны сходила, а выступала с другой.»
И тут наступает самое трудное. Твой мир начинает бороться против того, что ты меняешься. Против твоего нового знания. Ты узнала то, что знать тебе было запрещено. Во имя сохранения твоих привычных отношений и структур, во имя признания твоих ценностей ценными. И твой мир атакует тебя, стремясь похоронить все там же – в кладовке Синей Бороды. Там, где уже похоронена и тлеет часть твоего истинного «Я».
Убитая в далеком прошлом, когда ты получила свою первичную травму.
«После нескольких отговорок и отсрочек она должна была наконец принести роковой ключ.
- Это отчего кровь? - спросил он.
- Не знаю отчего, - отвечала бедная женщина, а сама побледнела как полотно.
- Ты не знаешь! - подхватил Синяя Борода. - Ну, так я знаю! Ты хотела войти в каморку. Хорошо же, ты войдешь туда и займешь свое место возле тех женщин, которых ты там видела.
Она бросилась к ногам своего мужа, горько заплакала и начала просить у него прощения в своем непослушании, изъявляя притом самое искреннее раскаяние и огорчение. Кажется, камень бы тронулся мольбами такой красавицы, но у Синей Бороды сердце было тверже всякого камня.
- Ты должна умереть, - сказал он, - и сейчас.»
В этот момент тебе понадобится все помощь, которую ты только можешь получить. Все твои силы, внутренние ресурсы, и вся поддержка извне, которую ты можешь позвать. Тебе нужно собраться с силами, и как хорошо, что силу тебя уже намного больше – ведь ты больше не тратишь себя на то, чтобы держать каморку закрытой! И работа психотерапевта будет направлена на то, чтобы помочь тебе находить и чувствовать свои силы, свои резервы. И использовать их на благо тебе.
«- Сестра моя Анна (ее так звали), взойди, пожалуйста, на самый верх башни, посмотри, не едут ли мои братья? Они обещались навестить меня сегодня. Если ты их увидишь, так подай им знак, чтоб они поторопились. Сестра Анна взошла на верх башни, а бедняжка горемычная временя от времени кричала ей:
- Сестра Анна, ты ничего не видишь?
А сестра Анна ей отвечала:
- Я вижу, солнышко яснеет и травушка зеленеет.
Между тем Синяя Борода, ухватив огромный ножище, орал изо всей силы:
- Иди сюда, иди, или я к тебе пойду!
Дверь разом отворилась, и в комнату ворвались два молодых человека. Выхватив свои шпаги, они бросились прямо на Синюю Бороду.
Он узнал братьев своей жены - один служил в драгунах, другой в конных егерях, - и тотчас навострил лыжи; но братья нагнали его, прежде чем он успел забежать за крыльцо. Они прокололи его насквозь своими шпагами и оставили его на полу мертвым.»
И так, собрав свои силы, собрав воедино все сильные части своего «Я», опираясь на поддержку и знания своего психоаналитика, ты справишься с ложной, разрушительной , болезненной частью твоей реальности. И начнешь ЖИТЬ. И чувствовать, как жизнь твоя становится все полнее и многограннее, а ты сама – все увереннее и успешнее. Ведь быть собой – это намного легче, чем прятаться от самой себя.
«Оказалось, что у Синей Бороды не было наследников, и все его достояние поступило его вдове. Одну часть его богатств она употребила на то, чтобы выдать свою сестру Анну за молодого дворянина, который уже давно был в нее влюблен; на другую часть она купила братьям капитанские чины, а с остальною она сама вышла за весьма честного и хорошего человека. С ним она забыла все горе, которое претерпела, будучи женою Синей Бороды.»